ИМА-ПРЕСС

Михаил Турецкий. Хор имени меня? Пусть будет так!

 Особые новости
  • Студенты первого курса разработали новый дизайн российских шахмат В зале Генриха II Академии им. А.Л. Штиглица 26 апреля подвели итоги уникального проекта. Его инициатором стал российский бренд шахмат, который основали Андрей Кадун и Никита Степанов. Решение разработать новые...
  • «Любимые песни о главном» Ильи Авербуха превратят Ледовый в ретро-танцплощадку Елизавета Туктамышева, Марк Кондартюк, Петр Гуменник, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Александра Степанова и Иван Букин, Екатерина Миронова и Евгений Устенко, Наталья Хабибуллина и Илья Княжук, Матвей Ветлугин, Глеб Лутфуллин и...
  • Лучшие фильмы и сериалы про киберспорт Сегодня никто не сомневается, что киберспорт – это спорт, наполненный яркими эмоциями, конкуренцией и страстью победить. И ничего, что для победы в нем не нужно вставать со стула. К выходу...
  • Два новых дизайна шахмат представят в Академии Штиглица  Российский бренд шахмат, который основали Андрей Кадун и Никита Степанов, поставил перед студентами задачу разработать дизайн турнирных и премиальных комплектов шахмат. В феврале 2024 года 9 групп учащихся кафедры промышленного дизайна под руководством преподавателей Алексея Гамова, Екатерины Алешиной и Даниила...
  • ТНТ придумали акцию для геймеров Петербурга Главный развлекательный телеканал страны ТНТ и самая большая сеть компьютерных клубов Colizeum объявляют уникальную акцию по случаю премьеры сериала «Киберпапа». Геймеры могут получить 300 бонусов на свой игровой счёт, если правильно ответят...

Михаил Турецкий. Хор имени меня? Пусть будет так!

Михаил Турецкий. Хор имени меня? Пусть будет так!
22 марта
12:12 2016

Четверть века в одном «хоре». Хоре «имени меня». Техническое название поначалу — так, меж своими, стало именем нарицательным для всей страны, даже для мира в целом. Хор имени Турецкого. Михаила Борисовича. А он и не против. Имя громкое, имя броское, запоминаемое. К чему приводит культ личности в отдельно взятом хоре можно увидеть и услышать уже сейчас, 25 и 26 марта в БКЗ «Октябрьский». В рамках концерта, объединяющего «все лучшее».

Отчего так называется мой коллектив и не иначе? — переспрашивает Михаил, потягивая крепкий свежезаваренный кофе. — А, так вышло, так сложилось, а потом… осталось, закрепилось в массовом сознании. Мы не ставили, точнее, я не ставил пред собой каких-либо задач как-то обозначиться. Придумать вычурное название, своеобразную «шапку», чтоб ее потом «продавать» направо и налево. Я создал группу вокалистов, я скомпоновал все эти голоса, я руковожу коллективом. Отсюда мое имя в заглавии. Да, хор Миши Турецкого. Так проще жить. И в том названии есть большой элемент моей личностной ответственности за все содеянное нашим певческим ансамблем на сцене. Миша, ты бы прав. Или же — такое тоже может прозвучать: Миша, ты был не прав. В итоге я за все в ответе. А коллектив при этом будет иметь какое-то среднее, непонятное, аморфное название? Кому-то так проще, легче, комфортнее. А я привык за все быть в ответе. Хор Турецкого? Да, хор Турецкого.

То есть, Михаил Турецкий — это бренд?

Почему бы и нет? Да, бренд. И этот бренд очень даже ходовой. Ты знаешь, когда приглашаешь наш хор, что ты получишь. Ты получишь высший класс и нечто большее впридачу. Когда мы выступали в Америке — а мы довольно долго выступали в Америке, и тогда о хоре Турецкого мало кто знал в России, наше имя было хорошим рекламным манком. Так, размышлял обыватель, стоп, хор. А народу для хора маловато. Какой-то Турецкий… А потом привыкли и по-другому нас звать и не могли. Быть брендом в мире «купи-продай» не так-то уж и плохо. Главное, было бы что продавать. А нам есть, что продавать. Московский Большой Кремлевский дворец, ваш БКЗ «Октябрьский» тому реальные свидетели.

Если для внешнего мира Михаил Турецкий — бренд, то кем вы, Михаил Борисович, внутри своего коллектива, деспот и диктатор?

Ну, уж так ставить вопрос… Хотя, отчасти ты прав. Быть руководителем, быть качественным, взвешенным, проницательным начальником, значит, быть диктатором. Да, я диктатор, но не Пиночет. Я диктатор творческий. Я настаиваю на своих музыкальных волеизъявлениях, и мои коллеги верят мне и никто, по сути, не спорит. Я иногда люблю собрать творческий консилиум, но сделать все по-своему. Потому что единоначалие в принятии решения очень важный момент. От этого много зависит. Дискуссии имеют место быть. Но когда творческий процесс поставлен на поток, нужно кому-то взять бразды правления в свои руки. А раз мы — хор Турецкого…

Турецкий-2

Сегодня «Хор Турецкого» — больше, чем хор. Творчество Турецкого, если верить сети интернет, его мелодичного коллектива — это нечто божественное. Уж ваша песня точно — и строить, и жить помогает. А вы-то сам как себя оцениваете?

(Ухмыльнулся) Звездой, таким сверхчеловеком, я себя не ощущаю, и никогда такого чувства у меня не было. Я знал, у меня есть Богом данный талант. Талант музицировать, талант организовать музыкальный коллектив. И не более того. Талант — понятие наживное, и его надо развивать. Нельзя похваляться талантом. Тут как от любви до ненависти — всего один шаг. Оступился, и нет таланта. И все, и нет никакого культа личности, потому что нет той личности, которая своими амбициями себе пробивает дорогу ввысь, создает культ. Небожителей на Земле нет. Все букашки. А считать себя магом или волшебником… А иногда и такое обо мне пишут. Мол, вы маг и волшебник, мы тут три месяца после ваших выступлений в некой эйфории ходим. Вы что-то такое сделали, после чего жизнь наша улучшилась… А я, и мы все, весь наш коллектив — мы не маги, и не волшебники. На самом деле самое большое «чудо», которое мы несем людям — это идея. Как в свое время Лолита Милявская и Саша Цекало несли определенную идею, будучи дуэтом. Их идея была такова: подобное сочетание несочетаемого, как у них — возможно! Она — большая, статная, высокая, красивая. Он — маленький и несуразный. Но они вместе и там имело место быть счастью. Счастье возможно! И пошла цепная реакция. Наша «цепная реакция» — нести позитивный заряд наших выступлений в массы. А массы, пришедшие на наши концерты, понесли сей позитивный энергетический заряд дальше. А те люди — дальше. И мы от этого… ловим кайф, да — ловим кайф! Ведь нет ничего лучше, как нести людям истинную радость.

Турецкий-3

Вашему чудному коллективу — в общей сложности, сейчас 25 лет. Срок продолжительный, серьезный. При этом вы, Михаил Борисович, пламенный экстраверт. Темперамент которого не может пребывать в каком-либо состоянии долго. Какая-то несостыковка получается. Отсюда вопрос: каким запасом прочности обладает «Хор Турецкого»? В какой возрастной категории вы сейчас находитесь?

Если бы меня спросили все это 25 лет назад — что будет там, впереди, как это все будет — я бы не знал, что и как вам на этот счет ответить. Мало того, понятия не имею, буду ли я на сцене через 25 лет, в каком это виде будет происходить. Буду ли я выезжать на сцене в инвалидной коляске или же закрою весь этот проект. А может создам нечто совершенно новое, при этом останусь в тени, вне сцены, как это случилось с нашим долгожданным проектом «Десять сопрано». Я не знаю, я наслаждаюсь тем процессом, который мы создаем каждый день, каждый час, каждую минуту. Сегодня мы спели здесь, в Петербурге, а вчера дали концерты в Москве, а там дальше… Как карта ляжет! По иудейскому религиозному предписанию человек не имеет морального права заглядывать глубоко в будущее или искать спасения в прошлом, опираться на прошлый опыт. То есть максимальным смыслом обязан сегодняшний день наполнить. И я стараюсь жить так. Я — за процесс! Меня совершенно не волнует результат. А отсюда произрастает крепкое завтра. Вне зависимости, певец ты или дворник. Если этот человек максимально вкладывается в свое «сегодня», в свое «сейчас», у него определенно есть свое крепкое «вчера», и есть небезнадежное «завтра». Это, видимо, во мне заложено еще со школы. Когда мой отец говорил мне: учись как надо сейчас, прямо сейчас. Выкладывайся максимально сегодня. И когда наступит завтра, оно тебя не будет пугать. Прошли годы, и эта наука мне пригодилась. Я выкладывался каждый день, старался жить так, чтоб ушедший день был максимально насыщенным. Меня не волновало — будут ли ха это платить, что я завтра буду есть. Я просто делал свое дело. Когда я пошел учиться музыке, на хоровое дирижирование, отчетливо понимал (ко всему прочему об этом мне говорили добрые люди) все это дирижирование — непрестижное, неперспективное, неплодоносящее, нереально бедное искусство, на котором нельзя зарабатывать. Но я осознавал — мне это нравится! Нет денег — заработаю частным извозом (это была середина 80-х), а музыкой буду заниматься для души. А потом как-то… все это «вылезло». Потому, что я так здорово занимался всей этой музыкой, что музыка начала меня кормить. Появился хор, «Хор Турецкого». И вы знаете, к этому слову, словосочетанию — «Хор Турецкого». Стали уважительно относиться. И раскрутили нишу, оказалось, хор — это не что-то такое скучное и нереальное, а может стать частью шоу-бизнеса. «Хор Турецкого» может жить без спонсора, ибо его спонсоры — это его зрители. А ведь было время, когда мы жили на грани жизни и смерти. Выживали, выживали, а потом даже и деньги какие-то пошли. И теперь не стыдно людям в глаза смотреть. Людям: зрителям, а также женам, детям. Это же счастье! В караоке люди платят за то, чтоб спеть. А нам самим за наше пение платят (смеется). Знал ли я, вот что это выльется 25 лет назад?!

Дмитрий МОСКОВСКИЙ

Фото предоставлены официальным порталом арт-группы «Хор Турецкого»

Об авторе

Дмитрий Московский

Дмитрий Московский

Связанные материалы

НАШИ ДРУЗЬЯ

  • • Дирекция театрально-зрелищных касс
  • • Музей-макет «Петровская акватория»
  • • Мюзик-Холл
  • • Театр-фестиваль «Балтийский Дом»
  • • Театр комедии имени Акимова
  • • Учебный театр на Моховой
  • • Театр «Зазеркалье»
  • • Театр «Особняк»
  • • Ленинградский зоопарк
  • • «Республика кошек»
  • • Киностудия «Ленфильм»
  • • Кинотеатр «Великан-Парк»
  • • Киностудия исторического фильма «Фараон»
  • • Уполномоченный по правам ребёнка Санкт-Петербурга
  • • Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу