Белорусские пожарные в годы Великой Отечественной войны
ВСПОМИНАЕМ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ (Беларусь). В годовщину великой победы вспоминаем, как белорусские пожарные обороняли родную землю от огня войны.
22 июня 1941 г., когда защитники Брестской крепости вступили в бой с врагом, пожарные команды Бреста, Гродно, Баранович, Пинска и других городов и посёлков начали свой отсчет мужества и героизма.
Применение вражеской авиацией зажигательных и фугасных бомб при нанесении ударов по военным объектам, железнодорожным узлам и просто населенным пунктам, с первых минут войны привело к возникновению массовых очагов возгорания, что сделало в те суровые дни понятия «фронт» и «тыл» относительными.
В этих трудных условиях, зачастую ценой собственной жизни, ни на минуту не прекращая борьбы с огнём, пожарные пытались спасти от уничтожения не то что улицы, целые города с десятками, а то и сотнями тысяч жителей. Из последних сил, с помощью санитарных дружин и отрядов самообороны, они вытаскивали из завалов раненых, спасали людей из неприспособленных для укрытий подвалов (ставших тогда для многих каменными могилами), под грохотом взрывов мчались к очередному пожару.
В мирное время Минск с населением в 325 тысяч человек охраняли от огня шесть пожарных команд. Как говорит справочник 1939 года, первая находилась на улице Бакунина 8, вторая – на Оранской 1, третья – в 23-м доме на улице Фабрициуса, четвёртая располагалась на Пушкина 32, в доме номер четыре по улице Республиканской (ныне Романовская Слобода) располагалась пятая команда, шестая же несла свою вахту на улице Ворошилова 46.
Чтобы тушить пожарища военного Минска, не хватало людей и техники. 23 июня боевые расчеты выезжали и к аэродрому, и к Окружному Дому офицеров, библиотеке имени Ленина, военному госпиталю. Позже боролись с многочисленными пожарами в Университетском городке, на железнодорожной станции. И часто случалось так, что бесстрашные огнеборцы становились мишенью для немецких летчиков. В первые же дни войны погибли начальник отделов пожарной охраны Минской и Могилевской областей офицеры Евнин и Герасимов, начальник политотдела УПО республики Федченко, заместитель начальника учебного отряда по политчасти Жигалов. С последними частями уходящей Красной Армии покинул город со своими сослуживцами Алексей Захарович Козаченко – начальник одной из минских пожарных команд, а затем УПО. Минчане тушили пожары в Орше, Могилеве, Витебске, Ярцево, Смоленске.
В конце июня 1941 г., по распоряжению правительства, личный состав пожарной охраны, с имеющейся техникой, горючим и ценным оборудованием, вместе с колоннами беженцев и последними подразделениями Красной Армии начал отступление вглубь страны, принимая участие в тушении многочисленных пожаров, вливаясь в организуемые истребительные отряды по борьбе с немецкими танками.
Стремясь сохранить высококвалифицированные кадры, ГУ пожарной охраны НКВД СССР приняло решение направить начальника УПО НКВД БССР А.З. Козаченко, а вместе с ним 238 эвакуированных бойцов и командиров в распоряжение УПО Москвы и Московской области. В их числе был и отец будущего руководителя УВПО Минска Владимира Кудаленкина — Фома Иванович, который сразу же после войны возглавил пожарную охрану Борисова.
Днем и ночью пожарные спасали город от огня, возводили новые источники водоснабжения, обучали население мерам борьбы с зажигательными авиабомбами, покрывали огнезащитным составом деревянные конструкции старой Москвы.
Славную страницу в историю пожарной службы вписали и те, кто остался на оккупированной врагом территории, воюя с оружием в руках в составе партизанских отрядов или в рядах антифашистского подполья.
Так, личный состав пожарной команды Бобруйска, когда немцы окружили город с трех сторон, влился в истребительный отряд и в конце июля 1941 г. провел свою первую боевую операцию, напав на колонну вражеских автомашин. В сентябре 1941 г. на базе этой группы организовался партизанский отряд. Младший командир пожарной охраны П. Андросов возглавил в нем группу разведчиков, в которую вошли в основном бойцы пожарной охраны. За три года партизанской войны они взорвали 10 железнодорожных мостов, около 50 автомашин, пустили под откос 6 железнодорожных составов с живой силой и техникой противника, приняли участие во многих боях и операциях.
Активное участие в партизанском движении принимали бойцы и командиры пожарной охраны Слонима, Могилева, Осиповичей, Гомеля, Гродно, Бреста, Пинска, Мозыря и других городов.
«Несколько уцелевших крупных зданий враг заминировал и подготовил к взрыву, — писал маршал Советского Союза Константин Рокосовский. – Их удалось спасти только благодаря тому, что передовые части Красной Армии, ворвавшиеся в Минск, быстро установили контакты с местными подпольщиками и немедленно разминировали Дом правительства, здание КП(б)Б и другие».
…Здание Окружного Дома офицеров рвануло в полдень. Сработала одна из немецких мин, которую проглядели саперы. Все три этажа правого крыла здания моментально охватил огонь. А еще через несколько минут туда уже мчались две пожарные машины. На одной из них – оперативная группа Ивана Будькина. Другую, немецкую, пожарные отремонтировали собственноручно.
Огонь пробирался к центру здания, обволакивая его клубами дыма. А в разрушенном немцами городском водопроводе было сухо, как в пустыне. Одну из машин срочно установили на берегу Свислочи. Оттуда уже прокладывали рукава бойцы Будькина и солдаты-добровольцы. День прошел для пожарных в бесконечной борьбе с огнем. Плечо в плечо с Иваном Будькиным работали его коллеги – два Николая, офицеры Логовик и Шманай.
Наступила ночь… Прорвавшись к городу немецкий летчик сбросил фугаски – совсем недалеко от Дома офицеров. Но пойти в укрытие не пожелал никто их пожарных. Бойцы и офицеры, шатаясь от усталости, воевали со стихией ровно сутки.
Когда ход войны был переломлен, вслед за частями Красной Армии на родную землю одними из первых возвращались пожарные. В конце 1943 г. в Гомеле возобновило свою деятельность Управление пожарной охраны НКВД БССР.
Из воспоминания Галины Степаненко — командира отделения пожарной охраны женского батальона: «В 1944 году меня призвали в Красную Армию. После присяги выдали винтовку, обмундирование, одели в шинель и женский батальон был разбит на отделения. Я попала в пожарное на должность командира отделения пожарной охраны. С нами девчатами провели ускоренный курс молодого бойца: как противогаз надеть, рукава развернуть, гайки закрутить. Задача у нас была одна — бороться с вражеским огнем. Брезентовые плащи, каска на голове, противогаз и вперед выполнять свои обязанности. Ох, как страшно было, ракеты падают, цистерны рвутся, а подъехать к пожарному водоему не возможно, так как немецкий самолет кружит в небе и не подпускает нас. Техника была битая, до самой кабины бак с водой, по обе стороны скамейки с ремнями- закручивайся и держись!. Едешь на полной скорости, а на поворотах висишь на ремнях и думаешь, что тебя ждет- немецкая пуля или кювет».
Огнеборцы активно участвовали во всех работах по восстановлению городов и райцентров, оказывали помощь фронту. Силами личного состава пожарной охраны, по состоянию на 9 мая 1945 г., было отремонтировано 32 служебно-бытовых здания, построено новых и восстановлено – 17, заканчивались строительные работы на еще 23. Личный состав пожарной охраны НКВД г. Пинска и Пинской области в 1944 г. собрал из личных сбережений бойцов, командиров, политработников и членов их семей на строительство боевого самолёта-истребителя (который был назван «Пинский Пожарник») 100 тысяч рублей. Ими же на оказание помощи детям фронтовиков и сиротам было собрано 40 тысяч рублей, за что всем, принявшим участие в сборе, от И.В. Сталина была выражена благодарность и передан «боевой привет».
С освобождением столицы началось полноценное восстановление пожарной службы республики. Еще 9 мая 1944 г. Постановлением СНК БССР № 221 утверждаются штаты пожарной охраны НКВД городов и районных центров БССР. К 1945 г. во всех городах и райцентрах были организованы пожарные команды, численностью от 30 до 70 человек.
Правительство высоко оценило вклад работников пожарной охраны в победу над врагом. За годы Великой Отечественной войны сотни белорусских пожарных заслуженно получили боевые ордена и медали. И сегодняшним поколениям важно сохранить эту память, никогда не забывая, что участники тех событий совершали еще и коллективный подвиг, преумножая, зачастую ценой собственной жизни, славные традиции профессионализма, отваги и чести, сообщает МЧС Республики Беларусь.
Источни