Глас карильона, колокольный глас…
ПЕТЕРБУРГ. …Он чем-то похож на мудрого волшебника из доброй детской сказки. Йо Хаазен. Директор Бельгийской королевской школы карильона. И ладно бы Хаазен был простым чиновником — обычный такой директор, принимает там у себя, в Бельгии, экзамены, расписывает финансовую политику школы — и вся нагрузка. Но не тот человек Хаазен… Видимо, что-то чудесное есть в этом удивительном человеке. Если ты развешиваешь по миру карильоны, что-то чародейственное в твоей работе должно быть.
Удивительное, что называется, рядом. Когда Петропавловский собор засиял каждым оконцем (принципиально новая подсветка дала такой эффект), праздный люд обратил пристальное внимание на колокольный массив, вывешенный на разных уровнях статной звонницы. Знающие люди утверждают: здесь два «набора» тяжеленных на подъем музыкальных инструментов. Один — знаменитые куранты. Их слышно каждые 15 минут. Вторым, более масштабным, набором колоколов идет карильон. Вернуть карильон в Петербург Йо Хаазен решил давно, как только ступила нога этого заводного бельгийца на петербургскую землю.
«Иду по Петропавловской крепости, а тут – ужас, какой-то фальшивый перезвон! – делится приятными воспоминаниями мистер Хаазен. — Куранты в башне собора старались. Очередной час отбивали. Ох, и не понравились они мне. Кто их сделал, откуда они родом, интересуюсь. Оказалось, это остатки нашего же карильона! Висел согласно инструкции по хроматическому (особая система такая) звукоряду. Да, разобрали в революцию и переустановили, чтоб «озвучивали» работу часового механизма. Сначала, утверждают «Интернационал» наигрывал. Но шло время, гимн первых лет революции вышел из моды, и карильон – по общему решению партии и правительства, «вышел из моды»… И тогда я решил навести справки, что это за карильон, откуда он взялся, можно ли поставить новый на его место. Прекрасно помню самую первую пресс-конференцию в 1994 году, когда я только заявил — надо вернуть карильон в Россию, в Петербург. Мало кто тогда верил в саму возможность… Теперь вы можете гордиться! Ведь в Петербурге стоит не простой карильон, а самый красивый карильон (по силе и красоте звучания) в мире! И это пустая похвала, поверьте мне, я слышал много карильонов…».
А сейчас о главном, что, собственно, представляет собой этот инструмент — карильон? Мастер Хаазен с охотой поделился своими познаниями этого вопроса. «Карильон — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колокола, выстроенные по «хроматическому» ряду от двух до шести октав…» Но не это главное. Самое главное мы обнаружили, поднявшись на высоту почти 20 метров в звоннице Петропавловского собора. Благодаря любезности г-на Хаазена. Без малого двести ступеней и перед вами… словно будка киномеханика старого кинотеатра! Там расположена та самая «деталь», без которого весь этот «хроматический ряд» колоколов ничего не стоит. Эта «деталь» больше похожа на пианино или «сердцевину» органа. Только в карильоне, на «пианино», нет привычных черно-белых клавиш. Вместо них — специальные палочки и педали — для рук и ног. И если пианист играет пальцами, то нам надо играть кулаками и ногами! На вопрос, сколько всего под шпилем Петропавловской звонницы колоколов, Хаазен отвечает без запинки, как заправский гид: с русскими колоколами, старыми голландскими и карильоном — получается 134.
Что касается репертуара, то уникальному музыкальному инструменту все жанры и мелодики покорны. Разве только синкопа плохо получается. Сам Хаазен обожает наигрывать известнейшую часть оперы «Князь Игорь», самый известный во всем мире момент — «Плач невольниц». «…Можно играть академическую музыку, но ее я не люблю. Она… холодная, а я люблю играть музыку, которая трогает слушателя, проникает в его сердце и душу. – закончив «Плач невольниц», делится своими впечатлениями музыкант. — Только тогда само понятие «карильон» будет ассоциироваться с чем-то хорошим, добрым и теплым. Помню, однажды на ваш замечательный праздник День Победы изучил, разложил по нотам и сыграл песню Булата Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». Думал, будет сложно, но… «А, значит, нам нужна одна Победа, одна на всех – мы за ценой не постоим…»
Дмитрий МОСКОВСКИЙ