Белая ночь. Опустилась как облако…
ПЕТЕРБУРГ. В Петербурге вполне официально начался период так называемых Белых ночей. И хоть северная столица России — не самый убедительный и яркий образчик этого уникального природного явления, именно Петербург в народной мифологии накрепко спаян с «длинными сумерками» года. Пришла пора гасить фонари и читать газеты в четыре часа ночи без единого усилителя света…
В народном сознании почти все знаковые географические точки планеты имеют устойчивую сцепку с природными явлениями. Одна Япония чего стоит, Страна Восходящего солнца, звучит величественно и громко. Хотя сами японцы, народ чрезвычайно прагматичный, посмеиваются над этой фольклорной аксиомой, получается, в других странах солнце вовсе не встает. Или происходит это как-то обыденно, дежурно, без должного – японского читай, пиетета. И потом, есть и такие страны, которые по стечению обстоятельств обращены на запад – с сугубо географической точки зрения, та же Португалия. Выходит, эти страны – страны вечно заходящего солнца. Жители немногим более северных регионов России, других стран, убеждены: Петербург несколько самонадеянно присвоил себе условный статус «столицы Белых ночей». Петрозаводск или Ханты-Мансийск, Сургут или Якутск, Оймякон или близкий к нам Хельсинки, американский город Анкоридж, самый крупный северный город США вполне обоснованно могут поспорить с культурной столицей России на предмет, где Белые ночи насыщеннее и глубже, куда проникновеннее, чем в Петербурге. Но согласны уступить пальму первенства только в той плоскости, лучшего города для наблюдения за этим удивительным явлением природы не найти. Поэты и художники, мыслители и политики спешат сюда, на невские берега, насладиться этим чудным, странным, величественным временем года, временем суток.
…Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…
С сугубо технологической, научной точки зрения Белые ночи – «длинные сумерки». В астрономии сумерками называют период времени, когда солнце находится на небольшой глубине под горизонтом. Детские учебники по прикладной астрономии пишут, сумерки обычно имеют три градации. Первые — так называемые «гражданские», эти самые «гражданские» сумерки начинаются сразу после захода солнца и продолжаются, пока главное небесное светило не опустится на шесть градусов ниже линии горизонта. В этот период еще достаточно светло, и звезд на небе практически не видно. За пресловутыми «гражданскими сумерками» следуют «навигационные», когда яркие звезды уже хорошо видны и могут использоваться для определения координат судна. Когда солнце погружается под горизонт на 12 градусов, наступают «астрономические сумерки». В это время уже отлично видны все звезды, но на небе еще остается подсветка, которая может мешать при наблюдении слабых туманных объектов. Если в «гражданские» сумерки славный невский град Питер не вписывается, то вот в «навигационные» и «астрономические» — даже с невероятным запасом. Ведь в самый топовый период времени солнечный диск закатывается за линию горизонта на шесть, семь градусов. И если Белые ночи мерить по «навигационным» сумеркам, то это природное роскошество в Петербурге и близлежащих регионах «прописалось» с 5 мая по 10 июля. Ученые с легкой иронией здесь обычно добавляют: не стоит придерживаться этого графика в ином, вне навигационных целей, смысле. Романтика Белых ночей не смеет подчиняться судопропускному графику Волго-Балтийского водного пути. И смешным будет смотреться «отчет» о Белых ночах с припиской «включительно» после даты — 10 июля.
Красиво, романтично, с элементом элегии прощается самый главный российский музей, Эрмитаж, с «длинными сумерками», причем, в разные годы делает это в разные дни, но одно объединяет этот удивительный и грустный с тем момент, прощание с Белыми ночами проводится в последние дни июля. Так, в 2013 году, в год юбилейный, в 310-ю годовщину основания новой столицы Российской империи, с Белыми ночами прощались 23 июля. А на следующий год, в 2014-м – уже 28 июля. Но не суть важно, когда, важно иное, финал «длинных сумерек» для величественной музейной сокровищницы мира этот милый, покрытый патиной печали, день – день огласки новых проектов, которыми в самое ближайшее время побалует посетителей комплекс зданий Эрмитажа, весь его громадный музейный конгломерат. В 2015 году с Белыми ночами простились в последний июльский день. И, помимо планов на будущее, вспомнили добрым словом Владимира Матвеева, человека, внесшего один из фундаментальных вкладов в жизнь, развитие Эрмитажа, и скончавшегося в марте 2015-го.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
Иллюстративный материал предоставил Савва ТОМС