Елена Ксенофонтова. Вселенная образов…
МОСКВА, ПЕТЕРБУРГ. Женственность, темперамент, ум, самоирония, волевой характер. Что из этих качеств подарила Елене Ксенофонтовой природа, а что досталось опытом и многолетним трудом? Трудно сказать, ведь ее экранный образ представляется настолько естественным, цельным, что кажется – она ничего не играет, она и есть загадочная Элен Сорель из детектива «Красная капелла», соблазнительная Софья Печорина из комедии «Сердцеедки», непререкаемая Элеонора Андреевна из сериала «Кухня».
Увидеть Елену Ксенофонтову на театральной сцене, да еще и в образе знаменитой возлюбленной Маяковского Лили Брик, петербуржцы смогли на днях, во время гастролей «Активного театра» в Белом зале киностудии «ЛенДок». После спектакля мы поговорили с актрисой о ее работе, семье и любви к Петербургу.
Елена, сразу хочется спросить – что для Вас значит эта роль?
Наверное, важно понимать, что мою героиню в спектакле «Председатели земного шара» зовут Лилит. Это не историческая, биографическая Лиля Брик, скорее – ее образ, в котором воплотились все качества соблазнительной, яркой, одновременно коварной, жестокой, но и по-детски наивной женщины. Образ, в котором много воздуха, недосказанности, нерешенных вопросов.Мы не добивались внешнего сходства с Лилей Юрьевной – мы ее не видели, не знаем, не можем представить даже тембра ее голоса. Нам важно, чтобы зритель поверил в нее. Это ювелирная работа – заставить зрителя влюбиться в эту женщину, как влюблялись в нее все, кого она хотела приманить, а затем, может быть, возненавидеть ее – что тоже случалось. Мы не расставляем оценок, нам хочется, чтобы зритель сам вынес суждение и решил, кто в этой истории был прав, а кто виноват. И мне кажется, это получается. Незадолго до своей смерти к нам на спектакль приходил Альберт Филозов и сказал очень много приятных слов об этой работе.
Интересно, что говорил Филозов?
Говорил о том, что из нашего спектакля многое становится понятно о жизни Маяковского, Хлебникова, всего русского авангарда 1910-20-х годов. Они страстно хотели разрушить мир, и у них все получилось! Нам удалось показать на сцене эту энергию хулиганства, противоречия, абсолютной безбашенности, как говорят сейчас. И это очень притягательная и мощная сила. Но это стихийное начало разрушает не только устоявшийся мир, но и своих создателей. Честно сказать, было очень приятно слышать от Альберта Леонидовича, что нам за два часа удалось показать всю эту историю, от великолепного начала до неизбежного финала.
Правда, у него было одно замечание. Сказал мне, что моя Лиля получилась слишком красивой, а она такой не была. Да, но ведь она была очень эффектной женщиной! И не только брала от жизни все, чего хотела. Ей еще с благодарностью это дарили. Деньги, машины, меховые шубки. Сердца. И мне хотелось добиться этой легкости, этого ощущения, что у меня есть право брать все, почти ничего не давая взамен. И в этом, конечно, помогают мои замечательные партнеры!
А кто из партнеров по киноролям или в театре оставил неизгладимый след?
Мне везет на партнеров, Лев Дуров, Татьяна Васильева, Валентина Талызина, Алексей Гуськов и многие-многие другие…. Это и Альберт Филозов, работа которого всегда у нас, начинающих, вызывала огромное уважение и профессиональное любопытство. Он не начинал строить роль, пока не сложатся все детали образа, все психологические оправдания и мотивации. Это сложный процесс «вселения» в себя персонажа, когда ты перестаешь им управлять, а он начинает управлять тобой.
Был, конечно, и негативный опыт, когда приходилось отказываться от ролей именно из-за непонимания с партнерами. В кино очень сложно работать, если человек «не твой», если ты его не понимаешь, не начинаешь любить. А в театр с «чужим» партнером работать просто нельзя. Не люблю превращать сценическую площадку в место военных действий, поэтому в таких случаях просто ухожу.
Все знают, что Вы – любящая мама двух замечательных ребят, Тимофея и Софьи. Как они поживают?
В настоящее время я – отдыхающая мама. Когда закончился учебный год, я скакала по квартире и кричала от счастья. Ура!! Школы не будет! Хотя бы три месяца. У меня тоже начались каникулы – отправила детей на несколько дней к бабушке и ощущаю блаженную свободу. Но, конечно, уже начинаю скучать. Дети – это самые главные люди в моей жизни. Все, что я делаю, делается для них и ради них.
С каким чувством Вы встречаетесь с петербургским зрителем?
Этот город очень важен для нашей профессии. Если тебя хорошо принимают в Петербурге, значит ты соответствуешь самым высоким критериям – а я знаю, что здесь меня любят и хорошо принимают наши спектакли. Ну кроме прочего, это фантастически красивый город, по нему никогда не устаешь гулять, здесь все пропитано воздухом истории. Надеюсь, и нашу историю о жизни и любви великих поэтов XX века петербуржцы поймут и оценят.