Почему латвийские школьники не знают математику
ЛАТВИЯ. В этом году во время централизованных экзаменов выпускники продемонстрировали очень низкие знания математики. Показатели неуклонно катятся вниз уже несколько лет. При этом мнения чиновников и учителей о причинах неуспеваемости расходятся.
Тройка по стране
Успехи учеников сейчас выражаются в процентах — соотношении правильных ответов в пунктах к максимально возможному количеству пунктов. Чтобы экзамен считался успешно пройденным, достаточно правильно выполнить всего 5% (!) заданий. Но, как оказалось, для кого–то и это непреодолимый барьер.
Общую оценку ниже 5% в этом году получили 199 учеников, сдававших математику.
Как и в прошлом учебном году, результаты в государственных гимназиях намного выше средних по стране, а самые низкие результаты были у учащихся вечерних школ и профессиональных учебных заведений.
В целом, по информации Государственного центра содержания образования (ГЦСО), число выпускников, не сдавших централизованные экзамены, увеличилось в два раза, до 234 школьников. Средний результат централизованного экзамена по математике — 36,2% (что на 7,4 процентных пункта ниже, чем годом ранее), то есть на слабую троечку в общем по стране. И это самый низкий результат из всех государственных централизованных экзаменов. Притом что и историю выпускники, как оказалось, тоже знают очень слабо.
По истории средняя оценка составила 41,9%, по физике — 49,6%, по латышскому языку — 51,3%, по английскому языку — 61%, по биологии — 63,8%, по немецкому языку — 65,2%, по русскому языку — 67%.
Лучший результат школьники показали на централизованном экзамене по французскому языку — 70,6%.
По сравнению с прошлым годом улучшились результаты экзаменов по латышскому языку, биологии, немецкому языку, а по остальным предметам они ухудшились.
Старый конь борозды не портит
Министр образования и науки Карлис Шадурскис считает: чтобы решить проблему с математикой, достаточно повысить интерес школьников к точным наукам, а для этого в стране нужно решить проблему со старением педагогов. Министр переживает, что в школы не идут молодые учителя, и в будущем там будут работать преимущественно педагоги пенсионного возраста. «Сможем ли мы в таком случае надлежащим образом преподавать информатику? Не возникнет ли ситуация, что дети будут обучать учителей?» — задается риторическим вопросом Шадурскис и надеется, что после реформы зарплат учителей у молодых людей появится интерес к педагогическому образованию.
Кстати, о зарплатах. О них мы еще поговорим отдельно. А пока заметим, что в многочисленных супермаркетах по всей Латвии работают тысячи молодых адекватных людей обоего пола, которые, видимо, умеют считать, раз сидят на кассах с зарплатой 350 евро на руки. Почему никто из них не стремится получить профессию учителя, зарабатывающего и сейчас, до противоречивой реформы, по крайне мере в полтора раза больше продавца в магазине? Так, может быть, дело все–таки не в зарплатах и даже не в престиже профессии, а в жизненных интересах нашей молодежи? Но это уже государственный вопрос, а пока вернемся к высказываниям господина Шадурскиса.
Прежде всего хочется заметить, что и его возраст, по советским меркам, уже приближается к пенсионному, а значит, в студенческой аудитории ему тоже скоро делать будет нечего. Между тем, именно они, наши уважаемые учителя–пенсионеры, еще что–то могут и умеют объяснить современному школьнику. Как делали это и десять, и тридцать лет назад. Только сегодня им приходится работать в стрессовой ситуации, и возраст тут абсолютно ни при чем. Хотя да, трудно не согласиться с министром, что в 60 лет педагог все–таки имеет право отправиться на заслуженный отдых, но у государства просто нет денег, чтобы платить ему пенсию, вот и приходится «скрипеть» до 65. При этом позвольте усомниться в том, что «зеленый» юнец сумеет лучше объяснить математику и мотивировать ученика к ее изучению.
Экзамен нам поможет?
Но вместо глубинного анализа причин министр образования и дальше идет по пути разрушения. По его мнению, централизованный экзамен по окончании средней школы не имеет смысла, а сдавать его надо после 10–го класса.
Еще более радикален в своих рекомендациях министр экономики Арвил Ашераденс, который заявил, что в Латвии нужно менять ситуацию со средним образованием. Да, нужно. И какие будут предложения на этот счет? А их у министра нет, есть только общие слова. По мнению других экспертов, нужно менять отношение общества к профобразованию, которое вроде бы как в последние годы фундаментально изменилось (благодаря многомиллионным вливаниям евросоюзовских фондов) и предлагает качественное, нужное рынку труда обучение. Вот только выпускники школ на него почему–то не бегут. Почему? Опять же это государственный вопрос.
«Это фундаментальная проблема, потому что треть выпускников средних школ в вузы не поступает, — считает Ашераденс. — Это первые кандидаты на выезд из Латвии. Нужно ввести стандартный экзамен после 10–го класса, чтобы оценить возможности учеников».
Шадурскис согласился с идеей министра экономики о введении централизованного экзамена после 10–го класса и предлагает также ввести для выпускников средней школы аттестат категории А, который мог бы служить документом для поступления в вуз. Всех остальных выпускников, не дотянувшихся до первой буквы алфавита, видимо, будут отправлять в профтехи.
Почти элита
Показатели централизованных экзаменов по математике вызывают тревогу и у ректора Латвийского университета (ЛУ) Индрикиса Муйжниекса.
Он считает, что снижение результатов является следствием замены типа заданий и показывает, что в школах не хватает творческого подхода. «Молодежь в Латвии достаточно знающая, но вопрос в том, умеет ли она эти знания применять, — отмечает ректор. — Измерения уровня знаний, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития, свидетельствуют, что в среднем результаты латвийских школьников не так уж плохи — они находятся где–то в середине элитной группы».
Муйжниекс надеется, что после реформы оплаты труда педагогов школ уровень образования в Латвии повысится.
Еще одной проблемой вузов является уменьшающееся число студентов: за пять лет количество учащихся ЛУ сократилось примерно на 1000 человек, в основном на платных учебных местах. «Это заставляет думать о повышении качества образования и уменьшении раздробленности учебных программ», — заявил ректор. Однако, как ни крути, скоро у нас на каждого абитуриента будет по программе. Можно, конечно, бесконечно улучшать качество образования, а можно просто закрыть пару десятков вузов. И проблема решится сама собой.
Источник: vesti.lv