Кровь, слезы и бумажные деньги… Приходите завтра!
КАЛЕНДАРЬ ИМА-ПРЕСС. Восстание на Сенатской площади, глубокий трагизм которого войдет надолго в отечественную историю, новая власть открывает для себя – и для трудящихся сберегательные кассы заново – и все в этот день, 26 декабря.
26 декабря 1825 года, в день присяги новому императору всероссийскому Николаю I на Сенатской площади несколько воинских частей выступили против нового государя. Официально подтвердив присягу другому наследнику престола, Константину Павловичу. Неожиданная смерть Александра I выявила сложность сложившейся династической ситуации. Император скончался 19 ноября (1 декабря) 1825 года в Таганроге, и когда весть об этом достигла столицы, войска были приведены к присяге новому российскому императору Константину I. Но Константин не желал признавать себя императором. По закону о престолонаследии 5 апреля 1797 года, изданному императором Павлом, если у царствующего императора нет сына, трон переходит следующему за ним брату. На момент смерти Александра Павловича у того не было детей, следовательно, трон переходил к Константину Павловичу. Женившись на польской графине Жаннете Грудзинской, Константин вступил в так называемый морганатический брак, их дети лишались права на престол, но и сам Константин Павлович, вступив в этот брак, как бы тем самым отказывался от престола. Тогда на престол стал претендовать следующий сын императора Павла, то есть Николай.
Несмотря на это, Константин Павлович до смерти Александра продолжал считаться наследником престола и носить связанный с этим титул цесаревича. Хотя Николай и говорил потом неоднократно, что он не ожидал, что ему придется царствовать, но, в сущности, то обстоятельство, что он являлся естественным преемником престола за устранением Константина, было очевидно всем лицам, знавшим закон о престолонаследии. Переговорив еще в 1822 году с Константином, Александр получил тогда же от него письменное отречение от престола; затем об этом отречении был составлен манифест, подписанный Александром, в котором он отречение Константина признавал правильным и «назначал» наследником престола Николая. Но этот манифест об отречении Константина и о назначении наследником Николая удивительным образом не был опубликован. 26 декабря 1825 года в день присяги императору Николаю I на Сенатской площади в Петербурге, произошёл вооружённый мятеж. Собравшись на Сенатской площади, — пишет портал Русская историческая библиотека, — восставшие заявили, что считают законным императором Константина, отказываются присягать Николаю и требуют конституции.
Когда весть об этом дошла до Николая, он счел дело очень серьезным, но все же хотел принять определенные меры для окончания смуты, по возможности, без пролития крови. С этой целью он отправил увещевать бунтовщиков Милорадовича, который пользовался, как известный боевой генерал, значительным престижем среди войск. Но когда Милорадович приблизился к взбунтовавшимся частям войск и заговорил с ними, в него немедленно выстрелил один из заговорщиков, Каховский, и Милорадович упал с лошади, смертельно раненный. Так как к бунтовщикам в это время присоединились несколько батарей артиллерии, то убеждать их вызвался в качестве начальника всей артиллерии великий князь Михаил Павлович, четвертый сын императора Павла, но и в него был сделан выстрел Вильгельмом Кюхельбекером. Михаил Павлович ретировался ни с чем. Затем для увещевания солдат был послан митрополит Серафим, но и его они не послушали и кричали ему, чтобы он удалился. Тогда Николай распорядился, по совету окружавших его генералов, атаковать восставшие войска при помощи конной гвардии, которой командовал Алексей Орлов, брат бывшего члена «Союза благоденствия» Михаила Орлова. Орлов двинулся было в атаку, но лошади его не были подкованы как следует, между тем была гололедица, и они не могли идти быстрым аллюром, так как ноги у них разъезжались.
Тогда Николай распорядился стрелять, после нескольких выстрелов картечью вся толпа бросилась бежать, оставив много убитых и раненых. Не ограничиваясь этим, по инерции стреляли еще и вслед толпе, когда она бросилась бежать по Исаакиевскому мосту (это был мост прямо с Сенатской площади к Васильевскому острову), и тут было еще убито и ранено довольно много народа. На этом, в сущности, все восстание в Петербурге и было прекращено. Все остальные войска присягнули безропотно, и инцидент был исчерпан. Николай приказал, чтобы на другой день никаких трупов и следов происшедшего не оставалось, а услужливый, но неразумный обер-полицеймейстер Шульгин приказал бросать трупы прямо в проруби, отчего потом долго ходили толки, что при спешности этой уборки вместе с трупами бросали в прорубь и тяжелораненых. Таким мрачным событием ознаменовалось начало нового царствования. Только спустя восемь месяцев, 22 августа 1826 года, состоялась коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны в Москве, в Успенском соборе. В ходе коронации по желанию императора в качестве проповедника выступал архиепископ Московский Филарет. Произнеся речь о бедствиях недавних месяцев, он объявил, что Николай медлил со своим восшествием на престол только ради сохранения безопасности своего царства. Прибывший из Варшавы великий князь Константин Павлович, чей отказ от престола, хранившийся в тайне, был «причиной многих недоразумений», находился во время церемонии в качестве ассистента при государе: он был одет в генерал-адъютантский мундир и принял у его величества шпагу, когда император подходил к Святому причастию.
Считается, именно 26 декабря 1922 года вышло постановление Совета народных комиссаров «Об учреждении государственных сберегательных касс», а 1 февраля 1923 года в здании бывшего управления государственных сберегательных касс, на набережной Фонтанки, в Петрограде, вновь была открыта для приема вкладов сберегательная касса. История сберегательного дела, а значит и Сбербанка России, начиналась в Санкт-Петербурге. 30 октября (12 ноября) 1841 года был подписан Именной указ императора Николая I об учреждении в России сберегательных касс, созданных «с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом». 1 марта 1842 года в Санкт-Петербурге по адресу Казанская ул., 7 в здании Опекунского Совета петербургского воспитательного дома открылась первая сберкасса в России. В первый день ее посетили 76 вкладчиков, оформивших счета на сумму 426 рублей 50 копеек. Касса работала один раз в неделю (в воскресенье) и осуществляла одну вкладную операцию — прием и выдачу денег с начислением процентов на принятые суммы. Минимальный размер вклада составлял 50 копеек, а максимальный – 300 рублей.
В 1862 был разработан и подписан императором Александром II новый устав сберегательных касс, которые с этого времени переходили в ведение Министерства финансов. К этому моменту в стране работали две столичные кассы (в Петербурге и Москве) и 46 губернских сберегательных касс. А к 1882 году в стране насчитывалось всего 76 сберкасс, из них 11 — в Петербурге. В Петербурге в 1911 году действовало 37 отделений сберегательных касс, в которых работал 281 служащий. Количество вкладчиков достигло 473 тысяч человек. На первое января 1940 года в Ленинграде насчитывалось 222 сберкассы. В годы Великой Отечественной войны большая часть сберегательных касс была закрыта (193 кассы закрылись в годы блокады), к 1 июня 1947 года в Ленинграде действовали 115 касс.
Знаменитая на весь Советский Союз Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края. После окончания школы Екатерина Савинова приехала в Москву, чтоб поступить во ВГИК, но приехала в столицу в августе, поздно, когда прием документов был уже закончен. Увы, в отличие от фильма, в жизни чуда не случилось. После неудачной попытки поступления во ВГИК Савинова поступила в землеустроительный институт, и проучилась там полгода. Но вскоре во ВГИКе начался дополнительный набор на курсы Василия Ванина, и Савинова стала там учиться. Однако проучилась в высшем кинематографическом вузе страны Савинова недолго, была отчислена. По мнению ее преподавателя Ванина, Савинова была слишком нефотогеничной для киноактрисы, но могла стать замечательной оперной актрисой со своим прекрасным голосом диапазоном в три октавы. Однако Екатерина не собиралась сдаваться, и мечтала только о карьере в кино. Савинова снова подала документы во ВГИК, и поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов преподаватели отобрали лишь сорок человек, а спустя полгода осталось только двадцать. Среди них были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. По воспоминаниям однокурсников, Екатерина отличалась редким простодушием и наивностью, над которыми потешался весь курс. Когда ей говорили: «Катя, позвони, узнай, сколько времени» — она набирала номер автоответчика, и спрашивала – «Который час?» А потом возмущалась: «Да что такое! Почему они сразу бросают трубку, я даже спасибо сказать не успела!». Впервые в кино Савинова снялась в 1949 году в роли Любочка в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки». В это время Савинова ещё училась во ВГИКе. Самой крупной и запомнившейся зрителям ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра», снятой в 1963 году. Эта роль принесла актрисе огромную популярность. Причем эта работа актрисы была во многом автобиографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков, — пишет портал «Чтобы помнили». Евгений Ташков вспоминал в интервью: «У меня возникло чувство протеста и я решил взять пошлый сюжет, заезженнее которого не бывает. Про деревенскую девушку, которая приезжает в Москву учиться на актрису. Сценарий «Приходите завтра» писал для Кати и под Катю, в него вошло многое из ее биографии».
Но, к сожалению, даже после участия в фильме «Приходите завтра», Екатерина Савинова не получала в кино интересных ролей. Единственной заметной ролью в кино, спустя некоторое время, стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова». Педагог Савиновой — профессор ВГИКа Борис Бибиков, сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра» сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству — Станиславский и Савинова.