От императрицы до… «Золушки»…
КАЛЕНДАРЬ ИМА-ПРЕСС. Выпуск первых бумажных денег и московская премьера чеховской «Чайки» произошли в этот день, то есть 29 декабря. В этот же день родился Карл России, архитектурный пиит имперского Петербурга и скончалась Золушка советского кино Янина Жеймо.
29 декабря 1709 года родилась Елизавета Петровна, российская императрица (1741-1761), дочь Петра I и Екатерины I в подмосковном селе Коломенском. В 14 лет Елизавету объявили совершеннолетней и стали подыскивать ей женихов. Петр I предполагал выдать ее за французского короля Людовика XV. Этот план не осуществился, и Елизавету начали сватать за второстепенных немецких князей, пока не остановились на принце Голштинском Карле Августе. Но смерть жениха расстроила этот брак. Так и не дождавшись жениха голубых кровей, 24-летняя красавица отдала сердце придворному певчему Алексею Разумовскому. Хотя официально их связь установлена не была. В ночь на 25 ноября 1741 года при помощи роты гвардейцев Преображенского полка Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот.
Маленький император Иван VI и его семья были арестованы, фавориты прежней императрицы были приговорены к смертной казни, однако затем были помилованы и сосланы в Сибирь. С первых дней на престоле Елизавета I начала восхвалять «петровские деяния» — она восстановила Сенат, Главный Магистрат, Провиантскую коллегию. Во главу этих ведомств она поставила тех представителей общественности, которые были в опале у прежнего правительства или были до госпереворота простыми гвардейскими офицерами. Таким образом у руля нового правительства страны стали Петр Шувалов, Михаил Воронцов, Алексей Бестужев-Рюмин, Алексей Черкасский, Никита Трубецкой, с которыми в первое время Елизавета Петровна рука об руку вела государственные дела. В отличие от отца, Елизавета отводила большую роль в административных делах и культуре не только Петербургу, но Москве. Для всех коллегий и Сената в Москве создавались отделения; тогда же стала выходить газета «Московские ведомости», а с 1760 года – первый московский журнал «Полезное увеселение».
Автор архитектурного ансамбля Дворцовой площади со зданием Главного штаба и триумфальной аркой Карл Иванович России родился 29 декабря 1775 года. Постигал архитектуру на практике, работая под началом Винченцо Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 года был помощником Бренны на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 гг., учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 году – «Кремлевской экспедиции» в Москве. В 1815 году возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Во многом именно благодаря Росси Петербург обрел новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие. В 1819 году Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 также изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея героев Отечественной войны 1812 года, восстановленная после пожара 1837 года).
На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Преображая территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 гг., Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица Зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами, с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева. Одним из крупных архитектурных ансамблей Росси был выстроен на Сенатской площади, здания Сената и Сенода, тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). Помимо прочего создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822) для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, – с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с всевозможной зеленью и многочисленными водоемами.
29 декабря 1768 года Указом Екатериной II в России введены бумажные денежные знаки. Высочайшим манифестом было объявлено об учреждении банков, которые работали с денежными купюрами, изложен порядок их организации и работы. Санкт-Петербургский и Московский банки для вымена ассигнаций имели каждый конторы в Санкт-Петербурге и Москве соответственно и обменивали на монету только ассигнации своего банка. С 1770 года манифестом от 22 января 1770 года был разрешен обмен ассигнаций повсеместно. Первые бумажные деньги или ассигнации походили на денежные купюры в нашем представлении. Это были скорее банковские обязательства-расписки на получение монеты. Ассигнации первого образца 1768-69 гг., выпускались достоинством 100, 75, 50 и 25 рублей. С середины 1771 года 75-рублевая ассигнация была изъята из обращения вследствие появления фальшивых ассигнаций этого достоинства, переделанных из 25-рублевых. Первая эмиссия государственных ассигнаций была определена в один миллион рублей.
Московская премьера чеховской «Чайки» состоялась 29 декабря 1898 года в набирающем популярность Художественном театре. Историки театра убеждены, московская премьера пьесы Антона Павловича должна была «реабилитировать» постановку. Так как первый показ «Чайки» в Петербурге 17 октября 1896 года в Александринском театре вошел в историю как небывалый, скандальный провал. Театральные критики уверены, причиной тому — персона постановщика Карпова, бесталанного режиссера, которого Чехов всегда не любил. «Ни одна пьеса так мучительно плохо не исполнялась на сцене Александринского театра и никогда не случалось нам слышать не только шиканья, но именно такого дружного шиканья на попытки аплодисментов и криков «всех» или «автора», — пишет актриса Александринского театра Мария Читау, — Не помню, во время которого акта я зашла в уборную бенефициантки, и застала Комиссаржевскую вдвоем с Чеховым. Она не то виновато, не то с состраданием смотрела на него своими выпуклыми глазами и даже ручками не вертела. Антон Павлович сидел, чуть склонив голову, прядка волос сползла ему на лоб, пенсне криво держалось на переносье… Они молчали. Я тоже молча стала около них. Так прошло несколько секунд. Вдруг Чехов сорвался с места и быстро вышел. Он уехал не только из театра, но и из Петербурга»…
Провал «Чайки» был для Чехова тяжелейшим ударом – была осмеяна и освистана пьеса, утверждавшая отказ от драматургической рутины, сценического штампа, прокладывающая новые пути в искусстве. Чехов не решался вновь пережить испытанные им муки автора. Однако Немирович-Данченко победил – разрешение на постановку «Чайки» было получено. В отличие от петербургской московская премьера имела успех. Станиславский рассказывает в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Как мы играли – не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошел… раздвинулся… опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рев… и снова занавес… Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех, и неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь. М.П. Лилиной, которая играла Машу и своими заключительными словами пробила лед в сердцах зрителя, мы устроили овацию. Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма».
Самая известная в мире советского кино «Золушка» Янина Жеймо скончалась 29 декабря 1987 года в Польше, в Варшаве. Дебют Янины в кино состоялся в 1925 году, Янина сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича». В этой картине Янина снялась вместе с первым своим мужем Андреем Костричкиным и Сергеем Герасимовым. В 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Тауберга, в том числе главная роль в эксцентрической комедии «Братишка». Янину Жеймо современники часто сравнивали с Мэри Пикфорд, но в отличие от зарубежной актрисы Жеймо не могла сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. За ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта.
После исполнения роли в фильме «Подруги» Янина стала особенно популярна, за Жеймо ходили поклонники, к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Актрису узнавали на улицах, на ленинградскую киностудию приходило огромное количество писем с адресом: «Ленфильм, Пуговице» — так звали ее героиню в «Подругах». В 1939 году Янину Жеймо была награждена орденом «Знак Почета». Незадолго до войны на съемках одного из первых звуковых фильмов «Моя родина» Янина познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицем. Между ними завязались отношения, и режиссер стал вторым мужем актрисы. В этом браке у Жеймо и Хейфеца родился сын Юлий. Впоследствии Юлий Жеймо стал в Польше кинооператором. Особую роль в жизни Янины Жеймо сыграл фильм «Золушка». Верный поклонник необычайного таланта Жеймо сценарист и кинодраматург Евгений Шварц предложил режиссеру «Ленфильма» Надежде Кошеверовой снять картину по сказке Перро, главную роль в которой должна сыграть именно Жеймо. Роль Золушки принесла огромную популярность актрисе.
Евгений Шварц вспоминал: «Картина появилась на экранах 8 мая 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» — простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная…». В 2009 году фильм «Золушка» был качественно реставрирован современными цифровыми технологиями и колоризован. Стоит отметить, Янина никогда не переживала по поводу своего маленького роста и даже будучи замужней женщиной и мамой, не боялась сниматься в кино в роли школьниц. Свою последнюю роль Янина Жеймо сыграла в 1954 году в фильме «Два друга». Ей было всего 45 лет. Следующий после Хейфеца супруг Жеймо Леон Жанно часто поднимал вопрос о переезде в Польшу, где ему предлагали работу и хорошее жилье. Янина в конечном итоге согласилась, и с сыном, только что окончившим школу, уехала в 1957 году в Польшу. Янина Жеймо прожила последующие 30 лет своей жизни в Варшаве, выучила польский язык, дружила с известным польским киноведом-классиком Ежи Теплицем. Ее несколько раз приглашали сниматься, но она отклонила эти предложения, пишет портал «Чтобы помнили»…