Будущее новгородского туризма
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Новгородское правительство взялось за развитие туризма. Для продвижения региона в России и за рубежом создан офис «Русь Новгородская», который будет развивать событийный туризм, «координировать культурную и туристическую политику», поставлена цель увеличить количество туристов с 400 до 500 тысяч человек. В интервью директор новой организации Андрей Катаев рассказал, кто вошёл в его команду и что офис сделает в ближайшие месяцы.
— Вы уже нашли сотрудников для туристического офиса? Кто войдёт в состав?
— Войдёт Наталья Омарова, профессор, доктор экономических наук, она будет вопросами инвестиций заниматься, разработкой концепции развития туризма. Игорь Фомин — он был директором «Дома молодёжи», организатором и участником многих событийных проектов. На нём всё, что касается культурной составляющей, — мероприятия, ремёсла, развитие креативной индустрии. Уже договорились, что Елена Кулешова будет заниматься всем, что касается интернета, работой со СМИ. Понятно, что по-хорошему ещё бы три-четыре сотрудника, потому что задач много и нужны дополнительные кадры, но пока будем работать этим составом.
— «Русь Новгородская» — это некоммерческая организация? Как будет финансироваться офис?
— Сейчас она финансируется за счёт областного бюджета — субсидию выделили (на сумму 5,25 млн рублей — прим. ред.). Мы планируем, что ещё будут субсидии со стороны муниципальных образований. Федеральные учреждения, которые тоже являются учредителями, — это музей-заповедник и «Валдайский национальный парк» — не имеют возможности вносить субсидии. Сотрудничество с ними планируем выстраивать в рамках проекта «Карта гостя».
— Что под этим подразумевается?
— Зайду издалека: за рубежом есть формат, который мы сейчас создали. Он называется Destination Management Organization — организация по управлению туристического направления. От наших туристских информационных центров он отличается тем, что имеет возможность зарабатывать деньги за счёт операционной системы реализации услуг гостиниц, ресторанов, музеев, парков, которая является базой для работы проекта «Карта гостя». Эту систему используют многие туристические офисы и в Австрии, и в Швейцарии, и на Лазурном берегу. На базе создаётся сервис «Карта гостя города» или «Карта гостя региона», позволяющий людям самостоятельно формировать свои программы, путёвки. Допустим, стоит 2500 рублей на 48 часов, и человек сам по каталогу выбирает те места, куда ему нужно посетить. Есть такой сервис в Санкт-Петербурге, есть подобные системы в Москве. Мы хотим эту технологию завезти в Новгородскую область. Система позволит отстроить вообще все предложения, которые есть в области туризма, их систематизировать и связать разные субъекты: федеральный музей и областные музеи, частные музеи, рестораны, гостиницы и так далее. Технологии развиваются, они позволяют на этой базе создавать и мобильные приложения. Со временем сервис уйдёт от пластиковых карт и будет в телефоне.
— На встрече с коллегами из районов Вы сказали, что необходимо развивать событийный туризм, и первые мероприятия пройдут уже в августе-сентябре. Какие это будут события, с чем они связаны?
— Там насыщенная программа, сейчас она в процессе подготовки. С одной стороны, медовый спас и яблочный спас. Наше виденье — на теме спасов сделать ярмарку мёда. Мы обсуждаем с «Медовым домом». У них есть традиционный фестиваль в деревне Мойка Батецкого района. Предлагаем сделать это традиционно и в Великом Новгороде. Чтобы тема мёда ассоциировалась с Новгородской областью. Можно сделать фестиваль, связанный с музыкальными древностями, с гуслями. Рассматриваем проведение фестиваля народного костюма «Сарафан» — где-нибудь в сентябре или в августе. Задача во многом как-то отструктурировать различные событийные проекты, чтобы в конце-концов образ региона был максимально целостным и за счёт этого интересным. У Новгородской области много уникальных качеств. Богатое историко-культурное наследие, на этом важно и обязательно нужно сделать какую-то историю, которая бы это всё сохраняла, продвигала и не затерялась.
— Для чего нужен бренд региона? Как он помогает привлекать туристов?
— Бренд для любого региона важен. И не только своей графикой, а важен теми смыслами, которые он задаёт. Опыт последних десятилетий показал, что та же самая Турция, Испания и Таиланд кроме того что они просто отстраивают инфраструктуру, они ещё и вкладываются в продвижение. Должна быть ассоциация, что Русь она здесь, на новгородской земле. Бренд задаёт смыслы и направления для развития структуры регионального туризма, в которую включены и тот же самый интернет-сайт, и событийные проекты, и различные этнопарки, музеи. Если мы уже назвались «Русь новгородская», бренд включает в себя и русскую культуру, и русскую природу, всё, что связано с пониманием русского. Важно отстроить эту систему, что всё самое русское на новгородской земле. Великий Новгород — Родина России. Исходя из этой логики, напрашивается создание парка, который бы отражал всю историю, этнографию, мифологию России, а Новгородская область была бы как точка входа в Россию.
— Ещё одно направление, которым планирует заняться офис, — возрождение усадеб. Вы ведь сами восстанавливаете усадьбу в Ленинградской области, можете поделиться опытом? Что предполагается там сделать?
— Я взял в аренду усадьбу Муравьёвых-Шереметьевых в Лужском районе в деревне Сырец. Прямо на границе с Новгородской областью. <…> Увлекла история рода, который владел этой усадьбой. Там есть озеро, большой яблоневый сад, парк. Была уникальная церковь, которую проектировал Александр Иванович Рязанов, — главный архитектор храма Христа Спасителя. Можно сделать два формата развития: один это чисто аграрный — яблоневый сад и переработка яблок, второй агротуристический — когда делается музей рода Муравьёвых, восстанавливается церковь. Там есть каменный каретный сарай и конюшня — можно сделать гостиничный комплекс. Сейчас заканчиваем историко-культурную экспертизу, потихоньку восстанавливаем парк, сад. Я думаю, что к концу этого года определимся с тем форматом, куда двигаться. Если брать историю новгородских усадеб, где бы они ни были, я считаю, что как в XVIII-XIX веке они были точками роста для территории и привлекали уникальных людей, личностей, которые своим интеллектом двигали и развивали вокруг территорию, то и сейчас может быть то же самое. Мне кажется, что нужно создать условия для того, чтобы усадьбы возродились. Потому что они имеют интересные ландшафтные характеристики, если восстановить здания, это могут быть и культурные центры, частные дома, может быть, медицинский центр, куда люди приезжают на реабилитацию. Я думаю, что спрос достаточно большой. Или могут быть созданы отдельные родильные дома, как это есть в Европе. Знаю, что много русских женщин выезжают в ту же Прибалтику, почему мы не можем создать подобное предложение в России? Тема усадеб должна быть комплексная, и участие государства имеет большое значение. К любой усадьбе нужно подвести дорогу, коммуникации. Здесь программа только льготных условий по аренде не решит эту историю, нужно не на областном уровне, а федеральном подходить к тому, чтобы тема усадеб возрождалась, так как это обновление культурной жизни любого муниципального района. В то же время она может быть не дотационной, а самостоятельной и рентабельной за счёт того бизнеса, который будет создан в этой усадьбе.
— Ситуация с инфраструктурой ухудшается: в Кончанское-Суворовское туристы отказываются ехать из-за плохой дороги. Рок-фестиваль в Окуловке, люди в соцсетях пишут, что лучше добираться по железной дороге, чтобы не рисковать здоровьем. Обсуждался ли этот вопрос в правительстве с руководством региона? Как будете решать эту проблему?
— Знаю, что в планах этого года отремонтировать дорогу, вопрос поднимался на встрече с президентом. Я так понимаю, решение уже есть, то есть вопрос чисто процедурный — госзакупки провести. На самом деле развитие инфраструктуры — это палка о двух концах. Правильнее вначале определить, что и где развивать, и начать строить коммуникации, потом, соответственно, должен вырастать какой-то бизнес. Чаще всего получается, что какой-нибудь неравнодушный человек начинает делать какой-нибудь проект, и возникает точка роста. Тогда власти понимают, что-то нужно создавать, потому что общественность начинает поднимать тему: сюда не доехать, не добраться. Так же было с Любытино, когда появилось «Любогорье». Соответственно, сейчас Окуловка. В принципе с вводом М11 Окуловка приобретает большую доступность. В целом политика нового руководства — это как раз развивать дорожную инфраструктуру. Понятно, что бюджеты ограничены, но всё равно, если будут возникать разные инфраструктурные проекты, в том числе по туризму, соответственно, будем решать, как привлекать финансирование, чтобы дорога была.
— На Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение с крупным туроператором «ТТ-Трэвел» («TUI»). Что будет предпринято в рамках сотрудничества?
— Компания «TUI» считается крупнейшим оператором в мире, со своим парком самолётов, гостиниц и сетью представительств. Раньше «TUI» занимались только выездом из страны. В связи с последними изменениями год или два назад они начали разрабатывать программы внутри страны. Компания уникальна тем, что имеет офисы по всему миру. Если мы попадём в каталоги «TUI» на международном уровне, то получим доступ к широкой аудитории. Важно в сотрудничестве с ними создание предложений, продуктов с нашими региональными туроператорами. «TUI» имеет хорошие позиции по всей стране, отработанный механизм продажи туров через интернет, что тоже позволяет попасть на широкий рынок. С одной стороны, важны и их экспертная оценка, анализ тех предложений, который у нас есть. С другой стороны, выстраивание системы продаж и реализации тех предложений, которые у нас будут.
Источник: news.novgorod.ru