Нина Халикова. С сугубо психологической точки зрения…
ПЕТЕРБУРГ. Трудиться в такой области жизнедеятельности как психология очень и очень непросто, особенно в нашем обществе. Это происходит, видимо, оттого что на протяжении многих лет психология у нас как бы отсутствовала, и душевные проблемы могли быть у людей исключительно больных людей, а людей здоровых подобного рода недуги не должны были касаться. Легко ли справиться с этими проблемами, как «найти себя» в этом непростом мире, где взять силы, чтоб удержать «эмоцио» в рамках «рацио». Обо всем этом и не только — психолог «с именем», известное лицо в мире тонких душевных материй и настроений Нина Халикова, член Российской психотерапевтической ассоциации, действительный член Московской гильдии профессиональных психологов, действительный член Ассоциации профессиональных психологов, лучший психолог 2015 года популярной премии «Топ-50 женщины Москвы и Санкт-Петербурга».
Многие до сих пор настороженно относятся к таким дисциплинам как психология, психотерапия, психофармакология. Строго говоря, слово «психо», которое по-гречески означает «душа» в сознании или бессознательном людей имеет отрицательную коннотацию. Скорее всего это происходит по причине недопонимания, некой неосведомленности, чем же психология может помочь в невыносимой ситуации, да и может ли помочь вообще. Даже люди, с которыми я давно знакома иногда задают мне вопрос: «А чем ты, собственно говоря, занимаешься на работе? Советы что ли раздаешь?»
Я много лет практикую, и с уверенностью могу сказать, что люди не спешат обращаться за помощью на первичных стадиях проблемы, а приходят уже тогда, когда немедикаментозная помощь попросту бессильна. В моей практике нередко встречались, и встречаются несчастные, измученные проблемой люди, действительно нуждающиеся в помощи. Основная проблема, препятствующая терапии, это неверное представление о психологической работе. Начитавшись глянца и поглядывая в телевизор, ониполагают, что психолог быстро и поверхностно познакомившись с проблемой, незамедлительно выдаёт «рецепт» — так называемую рекомендацию к действию или, обладая шаманскими способностями, моментально сотворит чудо, и все проблемы исчезнут сами по себе или скорейшим образом разрешатся. Кому-то мерещатся фантастические возможности в незамысловатом слове «психолог». Достаточно лишь позвонить, и на другом конце провода чужой голос моментально распутает жизненный клубок, катавшийся десятилетиями. Это так называемый поиск «быстрой болеутоляющей таблетки», избавляющей от всех бед. К сожалению, это не совсем так.
Несколько лет назад мне захотелось внести ясность в ситуацию, проиллюстрировать работу психолога, так сказать, в простой и доступной форме. И я взялась за перо. Когда я начала писать, я преследовала лишь одну цель, написать что-нибудь такое, что позволило бы людям, далеким от психологии наглядно представить, как это все-таки работает. Поэтому я предпочла художественный формат текста, не обремененный сложной профессиональной лексикой, и непременно с ярко-выраженной любовной канвой. Я попыталась показать работу психотерапии, как метода, пошагово переплетая вымышленные и реальные персонажи. И это оказалось невероятно интересным. Как на белом листе бумаги возникает целый мир, где люди разговаривают, любят, ревнуют, умирают, и этот мир живет по моим законам. Слова – это ведь не только возможность выразить мысль, ими можно описать любую картину, создать любого человека. Вкладывать свои собственные слова в уста своих героев, а потом наблюдать за их действиями, за выражением их лиц. Это одновременно и забавляет и волнует и завораживает. Иногда, правда, слова как-то некстати заканчиваются, исчезают, и при чем все сразу, и существительные и прилагательные и глаголы, и тогда я чувствую себя одинокой и потерянной, будто-то все друзья разом от меня отвернулись. А иногда процесс написания происходит сам собой, почти автономно, а я, словно, превращаюсь в пассивного наблюдателя. И так происходит до тех пор, пока слова опять не закончатся.
Безусловно, сложно оценивать саму себя, но мне показалось, что опыт написания все -таки удался, во-первых потому, что создавать вымышленный мир оказалось для меня невероятным удовольствием, которое по-новому заполнило мою жизнь, и во-вторых, потому что я уже неоднократно слышала фразу: «после прочтения вашей книги захотелось преодолеть страхи, и навести порядок внутри себя». И, ура, это замечательно!!! Мне, как автору, очень лестно услышать такие слова от людей, живущих в мире, где доминирует исключительно здоровая и красивая внешность, и совсем не важно, что под этим скрывается. Да, никто не отменял внешнюю красоту, я сама люблю красиво одеваться и выглядеть элегантной и подтянутой. Но. Но, хороший внешний вид – это прекрасно, это здорово само по себе, но он, к сожалению, не гарантирует ни душевного равновесия, ни умственного развития. Хочется как-то донести, что лечение души – это не менее важно, чем лечение тела. Больное и некрасивое тело – это плохо, конечно, но не беда. Некрасивая, истерзанная, измученная, искорёженная душа, истекающая кровью – это трагедия не только для самого человека, но и для его ближнего и даже дальнего круга, и даже для случайных знакомых. Отчего-то люди с особой тщательностью и рвением занимаются проблемами тела, стремясь к красоте и совершенству внешнему, день за днём улучшая, шлифуя тело до мелочей, оставляя при этом полный хаос внутри.
Я всегда любила и по сей день очень люблю свою работу. Психолог – это ведь особый вид деятельности, так называемая помогающая профессия, оказаться в которой дано далеко не каждому. Ко мне ведь никто не приходит с радостью и счастьем, ко мне люди приходят с бедой, и беда эта, порой почти невыносимая, и нужно с этим что-то делать… Когда-то, когда я выбирала эту область, а я ее выбирала уже в сознательном возрасте, то есть ближе к тридцати, я прекрасно отдавала себе отчет с чем мне придется сталкиваться, и нисколько не жалею об этом. Для этой профессии необходимо, так сказать, созреть, а для созревания, как ни крути, нужно время. Поэтому, как мне кажется, слишком юный психолог, состоящей исключительно из теоретических знаний и полного отсутствия жизненной зрелости, это не очень продуктивно.
Не хочется казаться высокопарной, но видно не удастся. В завершении хочу сказать, что я и мои дети живем в этой стране, и в этом городе, который мы очень любим, и чем больше вокруг будет психически устойчивых, здоровых духом, стабильных, ненарушенных людей, людей не агрессивных, тем спокойнее и легче, и радостнее будет самом в обществе. ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО НАЧИНАЕТСЯ С ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ.
P.S. Итак, дорогой читатель и подписчик информационного агентства ИМА-пресс, знакомство наше с Ниной Халиковой состоялось. Не побоимся этого слова крупный, сильный специалист в деле зыбких, компромиссных решений порой весьма деликатных проблем, в которых «разбираются» все, и о которых не знает толком никто дала принципиальное согласие на он-лайн психологический тренинг. С высоты наработанного и пройденного Нина постарается пролить свет на те или иные вопросы и задачи — казалось бы, неразрешимого свойства, подскажет, как действовать в той или иной ситуации. И чтоб не быть голословными — вот вам темы, которые в самое ближайшее время взялась поднять Нина Халикова: первое сентября, традиционный проблемный переход настроения от беззаботного лета, каникул, к школьным денькам, урокам, занятиям. И детям, а также их родителям. Как справиться с депрессией типичного сентябрьского, школьного «перепада напряжения», что здесь главное, что — второстепенное? Гоголь — мистическая «птица», деликатный мастер «страшного» слова, форменный пиит зыбкого мира таинственных иллюзий, наваждений, рассказов. В дни премьеры кинофильма, историко-литературного блокбастера «Гоголь. Начало» самое время порассуждать, откуда она — любовь мирская к «страшилкам», зловещим персоналиям и случаям, застывшим в книге, прочим историям, леденящим душу и кровь. С помощью Нины Халиковой мы и в этом вопросе постараемся разобраться. А чуть позже — осенняя хандра, солнца мало, но тоски — душевной, физической, много. Как избежать сентябрьской, октябрьской и ноябрьской депрессии, где взять «витамин счастья» в промозглый, вечно темный, противный осенний день — поведает Нина Халикова. Добро пожаловать!