Самая «Безымянная частота»
ПЕТЕРБУРГ. Новая поэтическая книга Ивана Денисенко является не столько сборником стихов, сколько партитурой космических мелодий, выраженных через слова. Отсюда и название: «Безымянная частота». Для автора, как и для его предшественников, поэзия имеет божественную природу, но изменилась лексика и подходы.
Поэт не апеллирует к Аполлону, не взывает к музам, не бежит в пустыню, где на перепутье ждёт шестикрылый серафим. Стихи – это трансляция сигнала, полученного из неких сфер:
Новый день опрокидывает ушат,
раздробилась жизнь, как константа Пи,
и меня откуда-то тормошат
и неясно шепчут: «Не спи, не спи».
Очевидно, что не спать автор старается иногда слишком сильно: присутствие мира грёз – не центральная тема, но одно из базовых ощущений и, безусловно, отсылка к вечной дискуссии о том, что есть реальность, а что есть сон («Мы доноры неисчислимых матриц…» – привет братьям Вачовски). Отсюда и декорации, и колористика поэтических полотен: хмурое, жёлто-серое, какое-то средневековое пространство, где за каждой кирпичной стеной торчат уши Брейгеля или Босха, но при этом с лёгким налётом стимпанка:
Сигнала нет. Антенны съела ржа.
На проводах повис аэростат.
И многие, от сырости дрожа,
довольно скоро жабры отрастят.
Кому бы что ни казалось, Иван отнюдь не пессимист. «Произношу негромко «От винта», но, передумав, опускаю руки» – это не пораженчество и не упадок, а, на мой взгляд, просто появление новой цели. Чтобы долго идти сквозь сырую темноту, надо иметь внутри себя мощный источник света, и порой он пробивается:
Без тебя любая из музык –
просто знаки на нотном стане…
При всей своей любви гуманитария к техногенному глоссарию Иван всё же лирик, чистый лирик, которого вдохновляет женский смех, бутоны роз, тени птиц на сугробах. И, конечно, Море. Поэт говорит о нём так часто, что иногда получаются готовые афоризмы:
Что мы имели, что умели,
кто был отвержен, кто в фаворе, –
всё забывается по мере
того, как в нас вползает море.
«Безымянная частота» – не просто шестой поэтический сборник Ивана Денисенко, но серьёзный шаг вперёд и вверх. Судя по всему, автору ближе не эффектный вертикальный взлёт с отбрасыванием ступеней, а долгая работа над собой, чтобы, как у Михаила Анчарова, воспарить не за счёт механического усилия, а потому что стал легче воздуха. И здесь как раз тот случай, когда искренне не знаешь, чего желать поэту: пробудиться – или же продолжать блуждать в сферах, которые сам он считает сном.
Подробнее познакомиться с творчеством автора можно в его сообществе ВКонтакте: «Безымянная частота Ивана Денисенко»:
https://vk.com/ivan_denisenko
P. S. Поэтическая строка, кристально чистая и свежая, лучистая и звонкая, словно робкий деревенский родничок в нашей ленте появляется не так часто, как этого хотелось бы. Отрадно осознавать, не оскудела земля русская, в данном случае — земля петербургская, талантами, способными — как те приснопамятные атланты, держать на своих плечах литературное небо нации. Иван Денисенко не рвется в классические выси великих русских пиитов, нет, но и прозябать в безмолвии не собирается, не приучен. Он шаг за шагом, стих за стихом творит — мир свой, жизнь свою, в которой всегда есть место литературному отдохновению. И семья его исключительно в помощь этому истинному самородку, певцу городских лирических сюжетов, драматических переживаний «мужчины в большом городе». И да пребудет с вами, Иван, сила литературная, поэтическая и далее, новых книг — и новых анонсов этих книг у нас, на ИМА-пресс!