Как догнать бабушку и зачем…
…Рассказывает в учебнике «Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте» Григорий Кубатьян — член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, писатель и путешественник, побывавший в более чем 80 странах мира, а также в Антарктиде и на Северном полюсе…
…Он доехал до Австралии автостопом, пересек Гималаи на велосипеде и Африку на мотоцикле, сидел в концлагере Абу Грейб, убегал от дикого слона и получал коршуном по голове, но сохранил жизнерадостность и оптимизм, которыми и поделился со всеми пришедшими на встречу 10 апреля в Дом журналиста.
Встречу с вернувшимся после полугодового путешествия в Иран и Южную Индию журналистом Григорием Кубатьяном организовали Гильдия журналистов-путешественников и Гильдия медиафрилансеров. На встрече Григорий представил свою вышедшую в свет накануне отъезда в путешествие книгу: «Travel-журналистика. Путешествуй и зарабатывай». И поделится свежими впечатлениями от последнего путешествия.
Рассказ Григорий Кубатьян начал с фотопрезентации, пояснив, что обычно не показывает и не публикует фотографии, запечатлевшие его самого: это нескромно. Но на встрече присутствующие смогли заглянуть «за кулисы» путешествий и написанных по их итогам статей и книг. Где только не приходилось бывать путешественнику, находить общий язык с разными людьми и не только, зарабатывать и гидом, и матросом, и сборщиком овощей, и актеров в индийском кино… В какие только сложные и порой опасные ситуации он не попадал.
«…Чем сложнее ситуация, тем интереснее об этом можно будет написать, – поделился опытом Григорий. – И это помогает не страдать слишком уж сильно. Ведь когда вы едете просто так, и вдруг случилось что-то неприятное, начинаете расстраиваться: «Весь отдых насмарку, все ужасно». Но если вы едете как журналист – другое дело. Потому что неприятность может обернуться интересной историей….».
Например, путешествие в Ирак в свое время обернулось для него с другом попаданием в концлагерь Абу Грейб. Рассказывая об этом, Григорий улыбается: «… Я в концлагерь попал случайно, не как журналист. Совсем туда не хотел, так получилось. Но поскольку уж я туда попал, то сделал репортаж…».
Этот репортаж после был опубликован в очень многих изданиях. Есть в нем и фотография, где Григорий сидит на троне Саддама Хуссейна. «…После освобождения из концлагеря нас с товарищем должны были передать представителям российского посольства. Американцы привезли нас во дворец, и я попросил: «Сделайте экскурсию». И нам даже открыли тронный зал и разрешили сфотографироваться на троне. Это было очень интересно и стало частью репортажа. Не знаю, есть ли другие, но тогда мы точно были первыми россиянами, сидевшими на этом троне, смеясь, вспоминает Григорий.
На одной из фотографий Григорий сидит на фоне большой глиняной крепости в Иране. Она сделана за несколько месяцев до того, как в Иране случилось землетрясение. И эта одна из древнейших и крупнейших глиняных крепостей и в мире была полностью разрушена. Рассказывая о ней, и о том, как, будучи в Венесуэле, упустил возможность взять интервью у Чавеса, Григорий Кубатьян говорит, что ценность путешествий еще и в том, что можно своими глазами увидеть и запечатлеть что-то, что, может быть, уже не будет существовать через несколько лет.
Отнюдь не всегда Григорий Кубатьян ездит в экстремальные путешествия. Последнее, например, экстремальным вовсе не планировалось. Вместе с супругой Григорий поселился в небольшом домике недалеко от православной церкви в Индии и любовался прекрасными видами с холма на море. «…Иногда сама жизнь оборачивается странными ситуациями, — рассказывает Григорий. — Домик на холме, по деревьям прыгают белки, в небе летают коршуны – идиллия. Но тут наши соседи из церкви после рождества сожгли прям перед входом в наш домик поставленные к рождеству украшения. Получилось такое некрасивое горелое пятно. Я решил его убрать и сделать на этом месте огородик. Раздобыл тяпку и вспахал его. Земля там твердая, каменистая, очень тяжело было это делать, все руки в волдырях, но сделал. И по какой-то причине моя работа очень понравилась коршунам. Они начали прилетать, своими животами плюхаться в эту мягкую землю. Плюхнутся, крыльями машут, не знаю уж, почему им так понравилось там животы чесать. Меня поначалу это забавляло… Но у меня же огородик, уже росточки появились, я их поливаю каждый день, а коршуны портят. Начал коршунов гонять шваброй, а у них размах крыльев полтора метра. И вот в очередной раз выхожу я полить свои росточки, а коршун как раз пикировал, чтобы туда плюхнуться. Я иду с ведром, что там сверху не вижу, и вдруг меня хлоп по голове – оказалось, коршун в меня врезался. Вот слон за мной гонялся дикий, но по голове меня коршуном еще не било… Такого еще не было. И ведь ни к чему экстремальному не стремился, просто огородик…».
Конечно, Григорию Кубатьяну задавали много вопросов. Как организовать путешествие, как заработать деньги на него и на нем, как найти интересные темы… Так как именно такие вопросы из раза в раз задают ему на всех встречах, Григорий и написал свой учебник по тревел-журналистике. Средства на его издание, кстати, частично были собраны на краудрафинговой платформе Planeta. Это был первый опыт использования такой формы сбора средств, и Григорий рекомендовал обратить на него внимание всем, кому есть, что рассказать, но нет средств, чтобы издать. Книга состоит из пяти частей: «Подготовка к поездке», «Собираем материал», «Пишем текст», «Иллюстрации» и «Видео», дающих читателю, желающему организовать свою поездку и привезти из нее интересный материал, руководство «под ключ». Внутри каждой части несколько глав, названных с чувством юмора: «Смотрите, завидуйте, я – гражданин! Визы». «Записки сумасшедшего. Блокнот», «Догони бабушку. Объекты».
Зачем догонять бабушку, рассказывать не будем, сохранив интригу. Ответ найдется в книге Григория Кубатьяна «Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте». Многие же из поднятых на встрече тем и вопросов, как в завершение отметил председатель Гильдии журналистов-путешественников Михаил Фурман, достойны отдельного обсуждения, и им будут посвящены ближайшие встречи Гильдии.
Специально для ИМА-пресс Светлана ДМИТРИЕВА
Фото — из личного архива Григория КУБАТЬЯНА и Александра ГОЛУБА