Юрий ЛАБЕЦКИЙ: «Театр жив – и это главная новость!»
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ВЫБОРГ. В государственном театре драмы и кукол «Святая крепость» – 37-й сезон. Как и прежде, пульс этого большого творческого организма бьётся жизнеутверждающе: он насыщен новыми идеями, планами. Здесь кипит работа по выпуску очередных премьер, обновляются существующие спектакли, в труппе появляются молодые актёры, а «старички» совершенствуют уровень мастерства и делятся опытом. Одним словом, театр живёт полнокровно, несмотря ни на какие сложности.
На часах пять вечера. Репетиция наконец-то заканчивается, и бессменный художественный руководитель «Святой крепости», заслуженный деятель искусств РФ Юрий Лабецкий появляется в сфере доступа. Мы можем спокойно обсудить новости, накопившиеся в театре. К слову о репетиции: сейчас Юрий Евгеньевич готовит премьеру спектакля «Над пропастью во ржи» по одноимённому роману Джерома Селинджера.
ПЛАНИРОВАТЬ НАДО МНОГО. ТОГДА ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ ДА ПОЛУЧИТСЯ!
Как бы там ни было, но в «Святой крепости» главные новости – творческие. Поделитесь, пожалуйста!
— Начну с самого главного – актёров. Наша труппа пополнилась пятью новыми артистами. Третий сезон работают Женя Кулиш и Дима Тумурук; год назад появились два Антона – Гурцаев и Родионов. И, наконец, выпускница Академии русского балета им. Вагановой Даша Цимбал, имеющая и драматическое образование (сейчас она получает третье образование в ГИТИСе). Конечно, это мощное пополнение.
Все они талантливы, и мы стараемся активно вводить ребят в репертуар. К примеру, наш – можно сказать, уже постоянный режиссёр Георгий Цнобиладзе работает над пьесой Пола Портнера «Ножницы». В своё время её постановка произвела фурор на Бродвее на Пятой авеню, а в Бостоне собирала полные залы в течение тридцати пяти лет…
НУ, ВОТ И ДО ВЫБОРГА ДОБРАЛАСЬ…
…И в этом спектакле занята практически вся молодёжь. С этими же ребятами мы восстановили спектакль «Три сестры» под названием «Три сестры. Возврашение» – как продолжение истории. В нём также занята одна молодёжь, за исключением Евгения Никитина – бессменного Чебутыкина, Максима Гладкова – бессменного Ферапонта, и Ольги Смирновой, которая играет Анфису.
Кстати, я рискнул повезти в Сочи этот, практически необкатанный спектакль. Он вышел в ноябре, а в декабре мы уже играли его в сочинском Зимнем театре. Но, тем не менее, постановка имела огромный успех, несмотря на сложности с акустикой тамошнего зала.
Вы ведь ездите туда много лет? Такая добрая традиция «Святой крепости»: каждый год, в предновогодние дни выборгский театр даёт обширную театральную программу в Сочи…
Уже больше четверти века. Да, это стало традицией. В нынешнем году тоже поедем, сейчас определяемся с репертуаром. Надо сказать, в каждый приезд мы выдаём сочинскому зрителю целую обойму спектаклей за неделю. Конечно, это колоссальная нагрузка на труппу, но – справляемся. Наши постановки смотрят около 12.000 детей! Мне очень приятно, что театр нашёл там своих поклонников, которые ждут нас и всякий раз, когда мы приезжаем в Сочи, восклицают: «О-о, наша любимая «Святая крепость» приехала!..
— Одной из премьер нынешнего сезона станет ваш спектакль «Над пропастью во ржи» по Селинджеру…
— Да. Это история молодого человека, почти подростка. К сожалению, в нашей студии (имею в виду детскую студию) нет ни одного подростка, который смог бы сыграть такую большую, серьёзную роль – с глубинными переживаниями, тинейджеровским замахом, с неприятием действительности, нонконформистским началом… Короче говоря, главного героя играет Женя Кулиш. Сама тематика произведения направлена на молодёжную публику. Это немножко напрягает – как мне кажется, современная молодёжь не особенно любит ходить в театр. Но, надеюсь, спектакль найдёт своего зрителя.
Это ведь не единственная премьера?
Разумеется! Как раз накануне текущего, 37-го сезона я выпустил французскую комедию «Публике смотреть воспрещается». Ещё одна новая постановка – «Легенда маленького городка» (по мотивам творчества современного российского писателя Александра Гутина); её сделала приглашённый режиссёр Инна Аронова. Это история еврейского местечка на юге Украины в каком-то, я бы сказал, безвременье. Проблемы-то остались прежними – уклад жизни, взаимоотношения, любовь, ненависть, юмор. Получился трогательный, пронзительный спектакль, и в нём мне очень нравится работа Арины Лабецкой. У неё сложная роль, без единого слова (она играет немую девочку) – одними глазами, одним сердцем… В общем, справилась, молодец.
К сентябрю «Святая крепость» готовит спектакль по пьесе финского драматурга Пааво Хаавикко «Агрикола и лис»; его ставит петербургский режиссёр Пётр Васильев (зрителям он известен по постановке «Слонёнок»). А к концу года мы должны сдать ещё две премьеры. В частности, взяли в разработку замечательную пьесу Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», которая в своё время шла в ленинградском БДТ. За дело возьмётся Инна Аронова. И, надеюсь, Гоша Цнобиладзе поставит какой-нибудь развлекательный спектакль к Новому году.
И ещё одна новость. В середине сентября у нас планируется Международный фестиваль театров кукол малых форм «Балтийский кукловорот». Мы рассчитываем, что сюда приедут труппы из стран Балтийского региона. Правда, пока, помимо российских коллективов (Москва, Мурманск, Архангельск и пр.) у нас есть две только заявки из Эстонии. Остальные заявки пришли с других континентов – Перу, Египта, Аргентины, Ливии – откуда угодно, только не из балтийских государств… Как видите, планы у нас грандиозные, год очень насыщенный. Я сторонник того, что, несмотря ни на что, планировать надо много. Тогда хоть что-нибудь да получится.
О ПАРТНЕРСТВЕ С «КУКУШКОЙ»-2019
Итак, фестивальная составляющая. В нынешнем году «Святая крепость» выступит партнёром IV Международного фестиваля русской и финской культур «Кукушка»-2019.
Насколько я понял, театральное направление появилось в программе этого культурного проекта в связи с тем, что 2019 год объявлен Всероссийским годом театра. Образно говоря, «Кукушка» прилетала в Выборг уже три года подряд, начиная с 2016-го, и каждый раз программа фестивальных событий удивляла чем-то новым. Мне нравится, что проект активно развивается, что у него громадный потенциал и что Оргкомитет этого фестиваля с самого начала поставил перед собой высокую планку и держит её.
Для меня в нашем партнёрстве важно не только то, что в программе «Кукушки» появилось театральное направление. Я вижу, что «Кукушка» и наш «Балтийский кукловорот» имеют общую задачу: они выполняют миротворческую миссию. Оба этих проекта векторно направлены на сближение культур, их диффузию, на достижение взаимопонимания между людьми. По крайней мере, они предоставляют возможность для этих позитивных процессов. Кроме того, «Кукушка» всякий раз умудряется привозить в Выборг настоящих корифеев своего жанра, и я буду рад познакомиться с их творчеством.
МЫ ОТЧИТЫВАЕМСЯ ПО 76 ПУНКТАМ И ПОСЫЛАЕМ НУЛИ В НАЛОГОВУЮ
— Всероссийский Год театра как-то отражается на жизни «Святой крепости»?
— Расскажу вам историю, точнее, быль. Недавно я ездил в Москву на совещание в Федеральном Собрании. Пригласили руководителей детских театров со всей страны, расписывали лучезарную перспективу. «Мы так ждём от детских театров прорывов в искусстве!.. – сказала нам Валентина Ивановна Матвиенко. В ответ на это встал Сергей Безруков и ответил: «Не ждите ничего, потому что каждый год от театров чего-то ждут, они всё время что-то должны. Давайте в Год театра вы ничего не будете от нас ждать. Просто помогите театрам в Год театра. Потому что следующий Год театра будет, наверное, лет через пятьдесят…»
На том совещании Матвиенко спросила: «Я узнала, что театры отчитываются по 76 параметрам – вы думаете, что ваши отчёты кто-то читает?» Ей ответили: «Мы уверены, что никто не читает! Вопрос в том, кто остановит этот поток ненужной информации, которая сегодня вынуждает больше отчитываться, чем работать?» Скоро нам будет не за что отчитываться, потому что все силы уйдут на отчёты… Мы вынуждены работать с потоком бесполезной документации!
Вот вам факт. Финансирование театров (как и всей культуры в целом), почему-то осуществляется к концу текущего года. То есть, оно начинается не в январе, а в лучшем случае в октябре. К сожалению, у нас действует какая-то мудрёная система финансирования. Уж не говорю о том, что мы должны проходить конкурсы, вывешивать договоры на сайт правительства… Чтобы пройти эти искусственно созданные многочисленные пороги, иной раз элементарно не хватает времени! В прошлом году мы заключили договор на закупку аппаратуры. Но деньги вовремя не пришли, и поставщик отказался от заказа. В результате буквально в последнюю минуту мы нашли другого поставщика – менее выгодного и более дорогого, и аппаратура появилась в театре 27 декабря…
Как тут не вспомнить сакраментальное «утром стулья – вечером деньги, но деньги вперёд!..»
Загвоздка в том, что достучаться невозможно. Все говорят о проблемах ФЗ № 44, регламентирующего эти бесконечные согласования и протокольные действия. В их числе – уж совсем несуразные вещи: например, мы отчитываемся перед налоговой инспекцией в том, что театр освобождён от налогов, ибо не ведёт коммерческую деятельность. В этом документе мы просто ставим нули – и отправляем его в налоговую каждую неделю! Почему так получается, и именно в Год театра? Стараюсь относиться к этому философски…
А вдруг действительно мечта исполнится!
Давайте вспомним амбициозный проект, в рамках которого «Святой крепости» посулили отдать целый квартал в Старом городе, выстроить там замечательный комплекс. Область горячо поддерживала эту идею; строились планы, давались обещания… Как сейчас обстоит дело?
— Проект пока законсервирован. Я обсуждал эту проблему в областном комитете по культуре. Саму идею активно поддерживал председатель комитета Евгений Валерьевич Чайковский. Он сказал, что либо на этом пятне застройки будет театр, либо комитет по культуре вообще не станет этим заниматься. Само место мне нравится. Хотя участок имеет свои минусы в виде не слишком удобных подъездов к кварталу, узеньких улиц, но в то же время – это пространство Старого города, великолепный вид на Финский залив…
— Но зачем «Святой крепости» такая обширная площадь?
— Когда я сделал экспликацию помещений с учётом перспективы развития «Святой крепости», то оказалось, что план вписывается именно в это пятно застройки… Всё время вспоминаю нью-йоркский музей искусств США, созданный меценатом и коллекционером Соломоном Гуггенхаймом. Это одно из самых посещаемых в мире собраний современного искусства. Мне довелось там побывать. Представьте себе очень высокое здание, в котором нет деления на этажи. Вся его выставочная деятельность построена на том, что зрители поднимаются на лифтах на самый верх, оттуда спускаются вниз по бесконечному спиральному подиуму и рассматривают экспозиции.
Наверное, до такого уровня архитектуры нам не добраться, но идею спирального обустройства фойе можно использовать. Можно было бы наблюдать с уровней этой спирали за детским праздником – представляете, какая красавица-ель встала бы туда, не хуже кремлёвской! Да, та же новогодне-ёлочная кампания бывает нечасто. Но в Выборге весь год насыщен культурными событиями: фестивали, концерты, торжественные церемонии, разнообразные форумы. А парадного помещения, в котором можно было бы принять любых, в том числе самых высоких гостей, в городе, увы, до сих пор нет.
— Как нет и достойной профессиональной сцены с соответствующим оснащением…
— Согласен. Когда обсуждалась идея этого проекта, то сразу предполагалось, что с его помощью должна активизироваться и концертная деятельность. Понятно, что один театр в нашем городе не сможет заполнить своей продукцией каждодневное насыщение такого зала, даже если эта продукция самого высокого качества. А зал, кстати, предполагалось спроектировать как трансформер: и для камерной аудитории, и для большого концертного формата. Партер в таком зале можно превратить в пространство с плоским полом, на котором устанавливаются столики, или освобождается место для проведения бала. А можно преобразовать пространство по-другому – развернуть амфитеатр, и 250-местный зал превратится в полновесный 700-местный концертный зал… И, естественно, его сцена сможет обеспечить реализацию любых театрально-концертных программ. Такому залу не стыдно принять и Большой театр.
С другой стороны, этот подход позволил бы одновременно осуществлять самые разные программы и проекты. Например, на спиральных уровнях такого фойе можно было бы экспонировать различные выставки. Зрители, придя в театр на спектакль, знакомились бы с ними. По сути – это партнёрство и взаимодействие, например, «Святой крепости» и «Эрмитажа – Выборга» или другого культурного учреждения.
— То есть, речь идёт о лофт-проекте? О многопрофильном центре, где в одном пространстве мирно уживаются разные по специфике программы, музеи, центры, в том числе и различные бизнес-проекты?
— Да! Единое лофт-пространство формируется комплексно: сегодня в нём одно, завтра другое. Выставка сменяется кинолекторием, театральная постановка идёт на смену образовательному форуму, а торжественная церемония или презентация перетекает в какой-то бизнес-проект. Такое пространство будет постоянно насыщаться потоком самой разной публики. Тут же работают какие-то оригинальные кафешки, ресторанчики, авторские кондитерские. Человек, пришедший в бар, может встать и пойти на выставку, получить заряд позитива и каких-то знаний. Здесь можно решить даже деликатную проблему городских общественных туалетов, в которых будет всегда чисто и будет хорошо пахнуть…
Одним словом, такой проект предусматривает постоянное движение, он будет окупать себя и приносить прибыль.
— Мечтать-то не вредно – ведь мечты рано или поздно исполняются!
— Но, как сказал классик, «жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе…». Что ж, давайте будем оптимистами. Будем мечтать – вдруг действительно что-то исполнится.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ВЛАДЕЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ОБЩЕНИЯ
— Есть расхожее выражение: «когда пушки работают, музы молчат». А может быть, чем больше работают пушки, тем громче должен звучать голос муз? Что вы думаете по этому поводу?
— Мне нечего возразить. Сегодня в мире такая сложная ситуация, что не знаешь – где найти рецепт разрешения всех этих мировых проблем. Вот пример: с чем столкнулись мы при организации фестиваля «Балтийский кукловорот», который задуман для всех балтийских стран, включая Польшу, Германию, Данию, скандинавские государства. Мы рассылаем приглашения – все молчат. Я звоню по проверенным телефонам своих многолетних финских коллег, друзей – никто не отвечает. Причём фестиваль задуман под эгидой Всемирного центра UNIMA (Международный союз кукольных театров); наш российский национальный центр UNIMA очень активно занимается рассылкой всей информации о фестивале. Не знать эту информацию невозможно. Какой-то странный парадокс получается…
Мне кажется, что актёры, деятели культуры владеют неким универсальным языком общения, который сближает. И одна из главных задач «Балтийского кукловорота», как и фестиваля «Кукушка» – сближение наших стран-соседей.
— И стирание антагонизмов между нами…
— Да. Но это идёт странным образом. С нами хотят общаться Египет, Перу, Боливия и Аргентина. А страны Балтии пока думают.
— Может, звук пушек из Европы до Африки и Америки слабее долетает?
— …(смеётся) Очевидно. Но… я не удивляюсь реакции Германии, Польши. Удивляет позиция Финляндии, которая не является членом НАТО и носителем политических заказов. Впрочем, возможно, до финских коллег мы просто пока не достучались.
— Когда мы говорим о роли культуры в жизни человека, то неизбежно приходим к вопросу о первичности материи или сознания…
— Сейчас в основном людьми движут материальные запросы. Но, несмотря ни на что – как без художественного творчества?! Без музеев, без музыки, книг, картин, архитектуры? Как человек может называться человеком, если он этого лишён?! Отсюда и деградация… Для меня другого варианта быть не может: искусство развивает человека. Это неотъемлемые вещи – человек и его сила, его духовность, его художественное восприятие среды.
…НА ПОСОШОК: «КАК», А НЕ «НИКАК»!..
Юрий Евгеньевич! Скажите – как худрук, режиссёр, актёр, муж, папа, дедушка и как просто человек – чего бы вы хотели сейчас больше всего?
Подольше пожить… Я живу, как могу. И именно потому, что я живу «как», а не «никак», мне интересно пожить подольше. Дело в том, что я ещё только начал жить – мне ж семнадцать лет (смеётся)… Я только-только стал что-то понимать в своей профессии. Но… когда ты осознаёшь, что ты всё понял в профессии – считай, что ты как художник умер. Поэтому я ищу себя.
беседовала
Наталья КОРТЕЛЕВА
Выборг