«Афганистан. Гиндукуш». Прощальный залп успешной экспозиции…
ПЕТЕРБУРГ. КРОНШТАДТ. И все же обожают в Итальянском дворце Кронштадта Сергея Опульса, петербургского – российского, живописца, даровитого мастера внимательной, чуткой кисти. Его магнетизм и спокойную, повествовательную манеру изложения пережитого. И это самое обожание всячески подчёркивают. Не успела отшуметь здесь основательная выставка Опульса, посвящённая Европе – во всей её колоритной красе, как пришла пора «финисажа», торжественного закрытия, иной экспозиции – «Афганистан. Гиндукуш». С чаем, бутербродами, и даже – под музыку Вивальди…
…Этот чинный, благородный, спокойный человек меньше всего похож на общеизвестную – вулканическую, породу мастеров холста и краски, каковыми привыкли традиционно «зреть» художника. В Опульсе больше философа, прагматика, и совсем ничего нет от пламенного экстраверта, чья жизнь протекает исключительно в эмоциях и протуберанцах нервных взрывов у мольберта. У мольберта на природе – на пленере, либо же в четырёх стенах своей любимой творческой лаборатории.
Тема «войны и мира», точнее, тема Афганистана поднята художником неслучайно, не по порыву конъюнктурности души. Опульс – ветеран войны в Афганистане, на себе самолично испытал все горести и радости той героической – и одновременно с тем унизительной, кампании. Однако его картины не пестрят откровениями бывалого участника военных действий. На полотнах Сергея Опульса нет крикливой сиюминутности и суетности будней – пусть даже и боевых. В них вечность, горы и пики, выси и человек, обуздавший мощную технику, но так и не сумевший справиться с собственными эмоциями.
Опульсова выставка «Афганистан. Гиндукуш» сумела вобрать в себя все возможное – и даже невозможное. В Итальянском дворце, он же – филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого «Кронштадтская крепость», тем самым отметили очередную годовщину вывода ограниченного контингента советских войск из Афганской республики. Все ж, в середине февраля уже 32 год минуло с тех пор.
Одновременно с тем Итальянский дворец – посреди снежной и морозной зимы, впустил в свои гостеприимные стены обжигающий южный жар и золотое солнце далёкой среднеазиатской страны. Со всеми его выразительными, красноречивыми акцентами тех неведомых мест, той мало известной нам жизни. Кажется, обжигающее, знойное солнце, сошедшее с полотен Опульса, активно и щедро компенсировало северному морскому городу-крепости его суровое северное естество февральской, уже мартовской, зимы. Каждый посетитель выставки словно бы окунулся, с головой ушёл, в мир страстных красочных сочетаний, где много жёлтого, оранжевого, палящего. И словно бы и нет за окном промозглой серости и монотонности мартовских сумерек, беспросветной снежной мглы. И нет обычной черно-белой ночи черно-белой зимней питерской обыденности. Но есть: краски, холст и много-много ярких, переливчатых мыслей « по поводу» Сергея Опульса. Излитых добротной рукой на многочисленные полотна.
К слову, на картинах Сергея Опульса нет откровенных боевых действий, нет всевозможных атак и бомбометаний. Но есть – как у Василия Верещагина, гения поствоенных полотен, свой собственный «Апофеоз войны». И этот самый «Апофеоз» буквально «разлит», рассыпан, распределён – умело и грамотно, почти по всем творениям, по всем живописным полотнам.
Разумеется, там, где Опульс и его картины, там – много, много преданных, искренних друзей художника, поклонников его правдиво живописной манеры выражать пережитое и думы. Их внимательные глаза, их негромкая речь явно и совершенно отчётливо выделялись на фоне иных созерцателей выставки «Афганистан. Гиндукуш». Они не могли не прийти, чтоб поддержать и вдохновить – на новые живописные подвиги, просто – жить и творить. А не существовать и плыть по течению времени.
К чему, стоит отметить, не готов неимоверно плодовитый художник Опульс. Удивительный подвижник, непоседа и трудоголик. Много было сказано – кулуарно, о том, что молодёжь современная уже и знать не знает о б ужасах и бедах, редких победах Афганистана. А если и знает, то по отдельным телепрограммам да художественным фильмам. Сергей Опульс буквально несколькими взмахами своей дерзновенной кисти показал если не всю суть той войны, но дал знать, какова она, война, современная, наглая, безжалостная «на вкус».
Финал выставки или как это дело именуют сами художники – финисаж, выдался на редкость красочным и даже музыкальным. И если на открытиях тех или иных экспозиций стоит шампанистый дух, пляшет сыр вперемешку с оливками на шпажках канапе, то финисаж – совсем другое дело! Тут балом правит дымящийся ароматный чай, кофе и робкая горка старых добрых бутербродов с разнообразной колбасой. Просто и со вкусом.
«Наша задача была выполнена максимально, — убеждена куратор выставки и по совместительству супруга художника Наталья Булгакова. — Мы постарались привлечь – максимально, публику к проблеме войны, её бессмысленности и беспощадности. Одновременно с тем попытались приобщить к миру прекрасного, ведь любое художественное полотно, его созерцание – словно бы подача кислорода творческой мысли. Дыши, мысли, существуй. И Опульс в сем славном деле только нам всем в помощь будет…».
И будто бы на десерт, к пище земной и кислороду творческих порывов, выдали настоящий, живой, живительный концерт. На котором выступили две жизнелюбивые, бойкие виолончели и пианино, такое же бойкое, жизнестойкое. Кажется, вечная мудрая классика в их исполнении зазвучала как-то особенно, бравурно, живописно, вышла за рамки хрестоматийных тем. На том и стоит молодое, яркое, импозантное трио Violoncelles vibrez в составе виолончелистов Ивана Лазорина, Дмитрия Сатушева и пианистки Тамары Куниной.
В их трепетном и чувственном «прочтении» того же Вивальди словно бы мироздания суть проступает. Но ребятам мало играть по писанным столетия назад нотам, они и сами – с усами! И решительным образом подтвердили это, исполнив несколько композиций, написанных одним из участников трио – а именно виолончелистом Иваном Лазориным. Кажется, молодой виолончелист сумел ухватить самую суть, самое оно озорства и ретивой мудрости своего инструмента. Сумел нащупать свои и только свои темы, выстроил свой алгоритм творческого взаимоотношения с величавой, статной красавицей виолончелью.
Концерт – разумеется, прошёл «на ура»! Но иначе и быть не могло. Следующий миг встречи с Опульсом запланирован уже в конце марта, во Дворце офицеров, что на Литейном проспекте. Из военно-морского «сердца» Кронштадта — в самое «сердце» всего Петербурга…