Память, застывшая в клетках. Потому и Ленинградский…
ИМА-пресс и ПИТЕР.ПРЕСС — ВСПОМИНАЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Первые «хвостатые» жертвы блокады, первые бомбы зоосада, гибель слонихи Бетти и кровавый пот бегемота Красавицы. Кажется, где война и где – зоопарк. Но именно Ленинградский – до сих пор Ленинградский, зоопарк на себе испытал все ужасы войны.
Феномен блокадного зоопарка Ленинграда еще будут изучать потомки. Тема благодатная и достойная пристального внимания. Какие звери и почему сумели пережить бомбежки и артобстрел, как голодный город сам умирал, а животных спасал. От голода и мора. О труде и безмерном подвиге ленинградцев, положивших жизнь на алтарь Победы в Ленинградском зоопарке вспоминают здесь, в музее живой природы, в памятные блокадные дни января.
Прежде, чем перейти к теме блокады, теме самоотверженного труда смотрителей зоопарка во время Великой Отечественной, давайте-ка заглянем в Ленинградский зоопарк предвоенный. Итак, пред нами зоопарк 1940 года. Словно оазис в сказочной пустыне, притаился крошечный зелёный уголок с разнообразным зверьём на самом стыке Парка имени Ленина и невской набережной. Самый центр города, рукой подать до Зимнего дворца и здания Биржи, Исаакия и Невского проспекта, тогда – проспекта 25 октября.
Само собой, каждый выходной в зоопарке собирается шумными группами весёлая детвора, с воодушевлением перебегает от одного вольера к другому, активно комментируя увиденное. Ленинградский зоопарк – сущий клад для юного натуралиста! Статистика свидетельствует о неимоверной популярности этого музея живой природы — полтора миллиона посетителей почти что каждый год. К началу войны в ленинградском зоосаде проживало 500 животных или 170 видов разных видов земной фауны. Обезьяны и еноты, грифы и белки, тигры и кролики.
Среди любимцев детворы – его величество слон. Расхаживает себе по скромному вольеру солидный повелитель индийских равнин, радует глаз посетителей. Если быть точным, то слониха, ведь в довоенном зоопарке жила слониха Бетти. Толстая, словно огромный пережаренный каштан бегемотиха забавляла публику. Современники свидетельствуют: бегемот Красавица и вправду была красавица. Довольно крупная, она всегда привлекала внимание своим поведением.
А все потому, что и Красавица, и Бетти прибыли из цирка, немецкого цирка в 1911 году. Если верить архивным записям, сохранившимся в зоопарке наших дней, Бетти была форменной артисткой. «Умеет делать ряд «трюков», ложиться (по команде), сажать к себе на спину, подавать кепи и др.» — пишет путеводитель по зоопарку, вышедший в свет в мае 1941 года…
…Когда грянул военный гром, было решено коллекцию и этого музея, музея живой природы, эвакуировать. Местом временной дислокации избрали Казань. Руководство города справедливо полагало – до этой точки на карте России враг уж точно не дойдет. Клетки вывозили одну за другой, но враг наступал быстрее, каждый день налеты авиации усиливались, с каждым днем артобстрел Петроградской стороны становился интенсивнее.
При очередном авианалете в зоопарк попало три бомбы. Одна полностью разрушила центральный вход, вторая, весом в 200 кг, упала у обезьянника, большая часть павильона была разрушена, несколько обезьян были убиты, кто-то изрядно покалечен. Оставшиеся в панике разбежались. Беглянок пришлось отлавливать по всему зоосаду. Третья бомба снесла пожарную вышку. Казалось бы, не самое серьезное разрушение в зоопарке. Однако ударная волна взрыва развалила слоновник и старушка Бетти (в 41-м ей было уже 70 лет) была погребена под его руинами. Жуткие кадры с мертвой слонихой обошли тогда все газеты. Сраженная наповал врагом красавица Бетти стала убедительным аргументом в деле борьбы с врагом, этот впечатляющий кадр попал в документальный фильм «Ленинград в борьбе».
Казалось бы, участь оставшихся в зоопарке животных была предрешена. Невыгодное расположение зоосада, первые перебои с поставками фуража диктовали одно – от зверья, пусть и редкого, исчезающих видов, нужно избавляться. Однако часть коллекции было решено оставить. По разным причинам. Главная из которых — раз город, люди, решили жить в блокадном кольце, пусть в блокадном кольце будет и свой зоопарк.
Первый раз зоопарк закрыли после памятного налёта — 10 сентября 1941 года. К тому времени в зоопарке было 237 разных животных. Из них 56 хищных млекопитающих, 29 копытных, 70 грызунов, 10 обезьян 12 хищных птиц. Первую страшную зиму блокады пережили не все. На 1 января 1942 года в живых оставалось 160 зверушек, а на 1 апреля 1942 года их было уже 85.
Блокада — этот ужас зоопарк познал сполна. Голодный город, который не живет, выживает на минимальном пайке, сам держится и зоопарку умереть не дает. Одним из символов стойкости зоопарка стала бегемот Красавица. По довоенной норме выдаче корма ей было положено 36 кг овощей и травы ежедневно. А давали всего шесть… Сложное животное – бегемот, не каждый зоопарк может позволить себе это прихотливое в неволе существо. А тут – война, тут – блокада. Так, чтоб организм бегемота не «простаивал», а это губительно для африканского великана, прибегали к гастрономической хитрости, давали вместо еды так называемый «балласт» — распаренные опилки.
Пользы от этой «баланды» никакой, но организм не атрофируется, живет. В надежде на лучшие времена. Что еда, вспоминают служители зоопарка, продуманный и правильно организованный рацион. Самое главное – система содержание гиппопотама. Все знают с малых лет, бегемот у себя там в жаркой Африке обычно сидит в болоте. Бегемот должен постоянно находиться у воды и желательно в этой самой воде. Летом с водой проблем не было – бассейн выручал и сотрудников зоопарка, и саму Красавицу. Но это летом.
Зимой бегемоту приходилось туго. Чтоб Красавица не пошла глубокими трещинами и не изошла кровавым потом, ее нужно было регулярно обливать теплой водой. А также обмазывать почти что целиком камфорным маслом. Евдокия Ивановна Дашина, «мама» Красавицы, каждый день — мороз, не мороз, таскала на себе, на санках, по 40 ведер воды из Невы.
Тонкая нервная организация гиппопотама давала знать о себе каждый день, каждый авиаудар. Красавица с большим трудом переживала авианалеты. Как писала газета «Правда»: «…Звери по-разному реагируют на обстрел и бомбежки. У толстокожего бегемота слабые нервы: когда начинается обстрел, он спешит в бассейн, скрывается в воде и время от времени подает оттуда голос…». То есть громко стонет.
Кстати, та же «Правда» писала, некоторые животные спокойно переживают тяготы войны, налёт вражеской авиации или артобстрел. Видимо, подобного рода заметки публиковались для общего успокоения. Так в одной из правдинских статей фигурировал тигр. Молодой зоопарковский тигр, без потери достоинства, переживает авианалеты. Но это не совсем так: при обстреле города 26 сентября 1943 года бедный молодой тигр (его летом 41-го не пристрели по младости лет) погиб от кровоизлияния в мозг. И при артобстрелах всегда был особенно беспокоен, метался по клетке, старался найти укромное место.
…Летом 1942 года, в июле, зоопарк открылся опять. Как только разгребли развалы после авиаударов и артобстрела. Горожане, стоически пережившие первую чудовищную зиму блокады, радовались словно малые дети этой уникальной возможности соприкоснуться с частичкой мирной, довоенной, жизни. Когда поход в зоопарк считался подчас самым увеселительным мероприятием. После кино и цирка. Городской зоосад был настоящим, неподдельным окном в живой мир. И этот мир нестерпимой радости распахнул свои двери снова! Пусть трамваи ходили не так часто, как до войны, отказать себе в удовольствии посмотреть на выживших зверушек горожане не могли… Ближе к первым заморозкам зоопарк опять закрыли.
…В тот год зоопарк посетили… восемь тысяч человек. О довоенных полутора миллионах посетителей и речи быть не могло, город основательно поредел за зиму 41-42-го годов. Однако уже следующим летом, 43-го года, в зоопарке побывали 25 тысяч человек!.. Пережить блокаду удалось не всем. Служителям и экспонатам живого музея природы. Но – выжили! Так, самец антилопы Нильгау умер только в 1952 году, черный гриф Верочка – в 1962-м. Любимица горожан, особенно детворы, бегемот Красавица прожила в Ленинградском зоопарке 40 лет и умерла в 1951 году. Спустя семь лет после победных залпов разных орудий, возвестивших об окончательном освобождении Ленинграда от блокады.
Стоит отметить, подвиг ленинградцев, самих переживших блокаду и спасших животных, еще в 1943 году оценили по достоинству. Обратимся к публикациям газеты «Правда» тех лет: «…ценные звери спасены для науки группой самоотверженных людей. 16 работников зоосада награждены медалью «За оборону Ленинграда». Они тоже ковали Победу. Они спасали зоопарк…
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
Редакция выражает огромную благодарность пресс-секретарю Ленинградского зоопарка Анне Чугуновой и Елене Поповой, научная библиотека Ленинградского зоопарка, за неоценимый вклад и дельную, деятельную помощь в создании данной публикации