Блокада прорвана впервые, «Броненосец «Потемкин» — премьера, Большой театр — открыт!
КАЛЕНДАРЬ ИМА-ПРЕСС. 18 января 1943 года – первый «красный день» блокадного календаря, день прорыва блокады, в 1825 году 18 января в Москве открывают новое здание Большого театра, 18 января 1926 года москвичам дают премьеру историко-приключенческого боевика «Броненосец «Потемкин», 18 января уже 1963 года на центральном ТВ СССР появляется знаменитая редакция детских и юношеских программ.
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Как пишет Президентская библиотека имени Бориса Ельцина, прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Леониду Говорову и генералу армии Кириллу Мерецкову.
Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Георгий Жуков и маршал Клемент Ворошилов. 12 января 1943 года после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
18 января 1943 года, в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали.
Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года.
У этого кинофильма было аж две премьеры, так называемая «мировая» — в Большом театре, в декабре 1925 года, и публичная — для всех, уже 18 января 1926 года. Картина, посвященная событиям первой русской революции, «задумывалась и снималась как гимн движению за освобождение народа», пишут отдельные интернет-СМИ. Сценарий сформулировала Нина Агаджанова-Шутко. Позднее режиссер вспоминал о Нине Агаджановой так: «Побольше бы сейчас именно таких сценаристов. Через историко-революционное прошлое она привела меня к историко-революционному настоящему», утверждает официальный портал московской городской администрации.
Эйзенштейну во время работы над фильмом было всего 27 лет. Режиссер был поставлен в жесткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, хотя сценарий был утвержден лишь 4 июня. Чтобы не сорвать сроки, Сергей Эйзенштейн отказался от первоначального сценария и ограничился лишь одним из его эпизодов — восстанием на броненосце «Потемкин», который в обширном сценарии Агаджановой занимал всего несколько страниц.
«…В «Броненосце «Потемкин» актеров нет, в этом фильме есть только подлинные люди, и задачей его постановщика было найти подходящих людей. Решали не творчески выявленные способности, а физический облик. Возможность работать так имеется, конечно, лишь в России, где все является государственным делом. Лозунг «Все за одного — один за всех!» стоял не только на экране. Если мы снимаем морской фильм, к нашим услугам весь флот, если мы снимаем батальный — с нами всюду Красная армия. Если речь идет о сельскохозяйственном фильме — помогают соответствующие учреждения. Дело в том, что мы снимаем не для себя, не для других, не для того и не для этого, а для всех нас…». (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма «Броненосец «Потемкин». Цитата по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.).
В 1958 году «Броненосец «Потемкин» вошел в число 12 лучших фильмов всех времен и народов, в 1978-м он занял первую строчку в списке ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. В газетах писали, что революционный дух в этой ленте настолько силен, что за героями можно пойти не задумываясь — настолько все происходящее на экране убедительно и натуралистично. Огромное впечатление кино произвело и на коллег Эйзенштейна по цеху. Например, актер и режиссер Чарли Чаплин отзывался о «Броненосце «Потемкине» как о лучшей картине в мире.