Российский театр полон. Ложи обзора блещут!
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД. Казань и Москва, «Травиата» и «Дама с камелиями», опера и балет. Насыщенно разнообразна и порой противоречива театральная афиша всея Руси. Когда в одной части страны дают Верди, в другой — тот же Дюма-сын, те же «камелии», только под музыку… Шопена! И это не просто нормально, это — здорово! Понять и объять всероссийскую оперную и балетную афишу невозможно. Но мы — грубыми мазками обзора, все ж постараемся…
Михайловский театр в Петербурге давно слывет как в северной, культурной столице России, так и далеко за пределами страны, Европы и классиком, и одновременно с тем жгучим экспериментатором. Где на сцене возможно все! И словно живое, пульсирующее, красноречивое подтверждение тому факту — Одноактные балеты Ивана Васильева!
Выдающийся танцовщик и любимец публики Иван Васильев осуществил свою давнюю мечту и стал хореографом. В репертуар театра прочно вошли три его одноактных балета: «Слепая связь», «Болеро» и «Морфий». «Слепая связь» на музыку английского композитора Макса Рихтера — хореографическая калька с современного общества, которое попало в плен мобильных гаджетов. «Болеро», где хореограф бунтует против повседневности и обыденности, интересно новым взглядом на музыку Мориса Равеля; здесь танец сродни призыву побегу на волю. Литературной основой «Морфия» на музыку Густава Малера послужили булгаковские «Записки юного врача». Главный герой пытается уйти от преследующих его фантомов, но лишь глубже погружается в кошмар. 15 ноября, вечер, Михайловский театр, Одноактные балеты Ивана Васильева!
Этот театр никогда не спит, и хоть Новосибирск погрузился в зыбкую зимнюю полудрему, очаровательный «минус» и снежный перманент кругом, в этом театре всегда кипучим бурливым потом клокочет жизнь. Масштабный, огромный — Новосибирский театр оперы и балета, он и постановки творит под стать своему уникальному статусу, статусу «крупнейшего музыкального театра России». И если здесь ставят «Спартака», то на сцене могучие и статные гладиаторы — как настоящие, тигры — живые, декорации — точно мы все вместе перемещаемся в старый добрый императорский Рим, с его кровью и потом, слезами и смехом, смертью и жизнью, доблестью и низостью. «Спартак» здесь что называется наисвежайший, премьеру дали в начале этого года, в январе. Однако уже сегодня «Спартак» Новосибирского театра оперы и балета — один из самых востребованных сценических явлений не только и не столько оного Новосибирска, сколько России в целом. Поспешите, если вы чудом — живете или проездом, в этом чудном сибирском граде, 15, 16 и 17 ноября — «Спартак» весь ваш, без остатка. Мало того, 15 и 17 числа в заглавной партии великолепный танцовщик, гроза балетной сцены всего мира Денис Матвиенко. Премьер множества мировых балетных сцен, два года был премьером в Михайловском, теперь и отныне — художественный руководитель балета НОВАТа, то есть Новосибирского театра оперы и балета. Однако не стоит пропускать спектакль 16-го, хоть в заглавной роли и не самый главный человек в балетной труппе театра, на Николая Мальцева также стоит пойти, приглядеться к этому юному дарованию. Пластичному, гуттаперчевому, славному танцовщику. В том уверен, даже убежден генеральный директор театра Владимир Кехман. Мальцев уже успел зарекомендовать на множестве конкурсов и фестивалей, обласкан разными премиями и наградами. Но самое важное, он любим и обожаем балетоманами Новосибирска. И это куда главнее! Итак. «Спартак», роскошный, фееричный, грандиозный, 15, 16 и 17 ноября.
В Самаре царит любовь, любовь трагическая, со всеми вытекающими. Здесь Самарском академическом театре оперы и балета дают блистательную, полную чувственного великолепия «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В основе оперы «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») лежит новелла американского писателя Дж. Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Л. Иллика (1859—1919) и Д. Джакоза (1847—1906) написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. На первом представлении, состоявшемся 17 февраля 1904 года в Милане, опера, однако, провалилась и была снята с репертуара. Публика не поняла ее содержания и была возмущена чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер. Насколько удачной вышла красавица с ориентальной перчинкою — судить вам, 16 ноября, Самарский академический театр оперы и балета дает «Мадам Баттерфляй».
Спокойно, неспешно, красиво, с вдумчивостью необыкновенной осваивает музыкальный материал Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Джалиля. Здесь буквально к каждой постановке относятся с невероятной, трепетной бережностью, каждый спектакль мастерски оттачивая, каждую работу свою преподнося зрителю словно очередное испытание на прочность того или иного автора, того или иного произведения. Так и на сейчас раз — 17 ноября, в программе театра всемирно признанный шедевр оперной сцены «Травиата» Джузеппе Верди. Ведь Верди и его «Травиата» — одно из самых сценически воплощаемых произведений современности. Наделав в свое время много шума, еще бы, ведь главное действующее лицо этой оперы — «падшая» женщина, собственно, именно так с итальянского и переводится — «Травиата». «Травиата» была впервые представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре Ла Фениче в Венеции и сначала потерпела провал, однако, переработанная, стала одной из самых знаменитых опер за всю историю. «Травиата» сегодня значится в афише множества европейских прославленных сцен, не говоря уже о московских или же петербургских театрах. Пойти на эту оперу — значит, показать изысканный музыкальный вкус, но одновременно с тем испробовать сей напиток страсти в особой подаче. Многие поклонники Верди специально посещают разные оперные сцены мира, только лишь ради того, чтоб вкусить новое, очередное, свежее прочтение этой именитой постановки. Итак, Казань, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Джалиля, 17 ноября, «Травиата», вечная вы наша…
А в Нижнем Новгороде — фурор, 17 ноября стартует Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», учредителями которого в 1986 году выступили министерство культуры Российской Федерации, управление культуры тогда еще Горьковского облисполкома и Нижегородский (тогда Горьковский) государственный театр оперы и балета имени Пушкина. Стоит отметить, Единственный в мире праздник оперного и балетного искусства, посвященный А.С. Пушкину по праву носит прекрасное символическое название и проводится на Нижегородской земле, потому что здесь, в родовом имении Пушкиных, куда Александр Сергеевич приезжал в 1830, 1833 и в 1834 году, произошло поэтическое чудо, подарившее миру Болдинскую осень великого поэта. Основная идея фестиваля – представлять жизнь классических произведений на пушкинские сюжеты в музыкальных театрах страны и знакомить с новыми сценическими прочтениями сочинений Пушкина нашими современниками. Открывается фестиваль 17 ноября этого года оперой Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».
Прославленный Пермский театр оперы и балета, роскошное прибежище талантливейших муз сценического чародейства, оперного и балетного, дарует — нет, даже не оперу, но целую сказку. С глубоким, вдумчивым, но в то же время легким, летящим проникновением в это очаровательное сценическое искусство. 19 ноября здесб дают «Приключения в оперной стране» Марка Минкова, Опера написана в 1974 году, в данной сценической версии поставлена в Перми в 2000-м. Возобновление 2016 года. Забавный, смешной, познавательный спектакль помогает юным зрителям познакомиться с музыкальным театром. Все главные персонажи спектакля — одушевленные компоненты музыкального театра: Инструменты и Голоса, Хор и Оркестр. Зрители поют и играют вместе с клоунами — Грустным и Веселым. Вместе с Сыщиком отправляются на поиски украденного из дворца Короля II и королевы Зевуньи XIII Голубого Бриллианта, из-за пропажи которого Принцесса Слезабета льет горькие слезы. А в финале попадают на бал, где каждый музыкальный инструмент после часа приключений в Оперной стране уже воспринимается как старый добрый знакомый. Спектакль построен на представлении детской аудитории всеми любимых и узнаваемых театральных персонажей, а также на шуточном цитировании известных сцен из музыкальных спектаклей. Например, танец маленьких лебедей исполняют Дрессированные Пингвины. Нет, нет, не удивляйтесь, не выгибайте изумленной бровкой дугу, Марк Минков не только автор шлягерных композиций и музыки к кино, он еще и в мире оперном немного преуспел. Но — со своей спецификой. И той самой спецификой нас с лихвой одарит Пермский театр оперы и балета, 19 и 20 ноября соответственно!
Большой театр столицы на то и Большой театр, чтоб с высоты своего царственного положения радовать нас, москвичей и гостей Первопрестольной уникальными постановками. Средь которых удивительный, один из востребованных балетов современности — «Дама с камелиями»! Что характерно, балет поставлен по музыке… Фредерика Шопена! Однако истинных поклонников балета сей музыкальный шаг Большого не удивляет. Ибо к опере «Травиата» это произведение никакого отношения не имеет — прямого. Литературная основа — да, обобщает, но не более того. Ко всему прочему в основе спектакля — божественная, по мнению критиков и яростных приверженцев постановки хореография самого Джона Ноймайера. Почему, собственно, Ноймайер? На этот вопрос отвечает сам театр, Большой театр: Ноймайер не изобретает новую грамматику — он пользуется традиционным языком классического танца, что тем не менее не облегчает жизнь артистам, воспитанным на классическом репертуаре. Как бы ни была привычна лексика, освоение комбинаций «слов» требует значительных усилий. «Многонаселенные» спектакли Ноймайера всегда несут на себе печать тщательной коллективной репетиционной работы. Его пристрастие к полнометражным сюжетным балетам не означает, что сюжет является самоцелью. Ноймайеру нравится выстраивать цепь сложно развивающихся человеческих отношений, попутно философствуя на избранную тему и, то намеком, то откровенно, цитатами, вызывая реминисценции с историей балета. «Я считаю, что танец — это то, что выражает отношения — контакты, контрасты, напряжение — между людьми», — говорит Ноймайер. Итак, «Дама с камелиями» на музыку Шопена и в хореографии Джона Ноймайера 18, 19 и 20 ноября на Исторической сцене.