Африканское солнце в декабрьском небе Москвы…
ВСПОМИНАЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Вы пробовали когда-нибудь радоваться жизни по-африкански? Чтобы со всей полнотой страстей, не пряча добрые эмоции, с доверием к миру. Скажете: Африка – далеко? В один из промозглых декабрьских дней ушедшего 2016 года Африка была вполне даже в московской транспортной доступности: неподалеку от выставочного комплекса ВДНХ, в клубе Mezzo Forte весь день проходил Фестиваль «Африка. Москва 2016».
Фестиваль открылся в шесть вечера, но официальному открытию предшествовала детская программа: с двух часов дня до полпятого здесь проходила новогодняя сказка «Мумба-юмба – Новый год», а также мастер-классы по барабанам и рисованию. И родители, решившие посвятить-таки вместе со своими детьми этому празднику целое воскресенье, не пожалели – глаза ребят светились радостью. Да еще и подарки от спонсоров праздника – их хватило на всех.
«Вообще-то мы проводим уже третий фестиваль «Африка. Москва», в основном, своими силами, — поделился со мной Павел Коротков, директор фестиваля, продюсер Российского фольклорного союза Министерства культуры РФ. – Но в организации нынешней программы спонсоры нам, конечно же, помогли: оплатили аренду зала, подарки детишкам».
Провести массовый, яркий фестиваль, заполненный не только музыкой, но и другими этнокультурными составляющими, — дело архисложное. В 2009 и в 2010 годах в Москве уже проходили фестивали «Афро плюс», которые организовывали писатель, путешественник, антрополог Игорь Сид и пропагандист африканской культуры Боли Ган.
«Москвичи тогда как-то вяло отреагировали на возможность прочувствовать настоящую Африку, не уезжая в дальние края, и у нас на какое-то время пропал кураж, — поясняет Игорь Сид. – Да и было куда приложить свои силы: набирал популярность открытый нами первый в Москве регги-клуб на Авиаморной. А знамя фестиваля подхватил Паша Коротков. И он успешно его организует. Ну, и я тоже ему помогаю».
Африка, она ведь разная. И потому хочется, чтобы на фестивале не только звучала зажигательная музыка, продавались поделки hand made и заплетались африканские косички, но была бы еще и литературная, например, составляющая – звучала африканская проза и поэзия, специалистом в которой является Игорь Сид.
Нынешний фестиваль открылся презентацией книги Николая Сосновского «Культура растафари» и теплыми словами в адрес ее автора, недавно ушедшего от нас. Отныне фестиваль будет носить его имя, ведь Николай Сосновский был абсолютно африканским человеком. Об этом говорил Дмитрий Бондаренко, заместитель директора Института Африки РАН, издавшего эту книгу, которую можно было здесь купить.
«В мире много нелюбви, а такие вот прекрасные фестивали помогают уважать, ценить и любить друг друга, а ведь именно этому посвятил жизнь Коля Сосновский, — сказал Дмитрий Бондаренко. — Он воспринимал мир во всем его многообразии – ярким и живым, и аплодисменты сегодня ему бы понравились больше, чем минута молчания. Культура растафари была темой его кандидатской диссертации, которую он защитил еще в начале 90-х».
Герберт Моралес, один из идеологов растафарианства в России, музыкант и актер, подчеркнул, что Сосновский, по сути, открыл россиянам регги, растафари, и это был человек, который транслировал счастье.
«Он размыкал своим существованием любую недоверчивость, холодность, — вспоминает другой африканист, близкий друг Сосновского Вячеслав Булавин. – Коля любил повторять слова Бориса Гребенщикова: «В мире, где мы живем, достаточно света».
А потом зазвучала музыка, и она не давала покоя никому из пришедших в зал – в самом лучшем смысле слова. Даже те, кто уютно устроился за столиками, не могли усидеть спокойно: они подпевали, пританцовывали — словом, соучаствовали в действе. Открыла программу группа барабанщиков AfroDrum. Это были наши, российские барабанщики, ученики Джаги Самбе. Джага родом из Сенегала, но давно живет в Москве, дает в Музее народов Востока уроки по африканским барабанам, а также преподает в Доме творчества на Таганке, а Детском центре на Волоколамском шоссе.
«Приходят, в основном, на мои барабанные уроки молодые — им просто любопытно, — поделился со мной перед выступлением Джага. – Не все, конечно, задерживаются: кто-то, освоив азы, уходит на йогу, кто-то – на бальные танцы. Но есть и те, кто со мной уже несколько лет – из них и сформирована группа AfroDrum».
А еще у Джаги есть группа с чисто африканским составом – AfroShow с замечательной, как он говорит, солисткой-танцовщицей Моникой, в которой смешались темпераменты Бразилии и Гвинеи-Бисау. Выступил на фестивале и коллектив из Мадагаскара Salegi, в России он существует уже 26 лет, а создавался в свое время студентами РУДН. Его участники способны продемонстрировать мастерство не только в регги, но и в других африканских стилях – таких, как антус, сэга, зук, зулу, суккус. Zava Matotra – это российско-нигерийский коллектив. Он вобрал в себя лучшее от афробита и легендарного африканского саунда 70-х. Также смешанная, российско-конголезская группа Kimbata (интрументалисты наши, вокалисты африканские) играет румбу и другие афролатинские ритмы.
Кстати, особенно ярко и многогранно родство этих двух музыкальных культур – африканской и латиноамериканской – продемонстрировала группа Los Morenos из Марокко, откуда, оказывается, родом (а вы знали?) фламенко, прославленный испанцами, соседями марокканцев. И потрясающей красоты хоровое пение в старинном жанре христианской духовной музыки продемонстрировал молодой «Госпел-хор» The Gospel People из Намибии. В этот вечер недолгое, но ощутимое потепление на Москву надвигалось с севера – со стороны ВДНХ, что и ощутили все выходившие после фестиваля на улицу. А как вы думали – Африка!
Константин Исаков специально для ИМА-пресс
Редакция выражает громадную благодарность Pavel Afrikanda
за помощь и моральную поддержку в деле организации этой публикации