«Покровские смотрины»: вход в традицию
ВСПОМИНАЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Однажды в Киеве прямо на улице я примерила юпку. «Через «п»»! – предупредила продавщица, комментируя укороченный вариант верхней женской одежды с завышенной талией и складками по спинке. Дело было на Майдане Незалежности, когда название площади еще не было нарицательным и не ассоциировалось с переворотом, борьбой и трагедией. Ржавые крючки и кое-где заштопанная подкладка из грубого холста убеждали, что вещь не фабричная, носилась часто и довольно давно. Совладав с крючками и взглянув на себя в зеркало, я отчетливо поняла, почему именно этот покрой так часто встречается в русской традиционной одежде от Поморья до Закарпатья, именно его чаще всего можно встретить в справочниках и музейных коллекциях традиционной одежды – это же одежда для беременных! Покрой будто рассказывает о том, что семьи были большие, значит, одна беременность у женщины шла за другой, то есть, какой-то другой тип одежды и носить-то ей было некогда.
Таким для меня был глоток из колодца традиции. На «Покровских смотринах», уже в третий раз собирающих по осени по 20 парней и девушек из разных районов Ленинградской области, традиционная одежда обязательна. Это и сарафаны, и парочки, мужские и женские вышитые рубашки, туфельки для девушек, сапоги для парней. В ней учатся танцевать Заонежскую кадриль, свивать хороводы в «капусту», в ней поют вечёрочные песни, парни пляшут вприсядку и изучают элементы боевых искусств, а девушки учатся приемам традиционной вышивки.
Реконструкция традиции
На шесть дней ребята и девушки собираются в одном из районов области в творческую лабораторию, где преподаватели из Фольклорно-этнографического центра им. А.М.Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории, Российского этнографического музея, Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова, помогают им освоить музыкальные и хореографические формы, которые когда-то были зафиксированы фольклорными экспедициями. Погружение молодежи в народную традицию под руководством квалифицированных наставников из года в год поддерживается грантом губернатора Ленинградской области. «Покровские смотрины» проводятся Ленинградским областным отделением «Российского фольклорного союза» в рамках проекта «Петербургская губерния» при финансовой поддержке областного комитета по печати и связям с общественностью. В этот раз действие происходило в усадьбе Мерёво Лужского района Ленинградской области.
«Все время работы творческой мастерской девушки носили традиционную одежду. Мы, да и они сами, заметили, как у них поменялась осанка, походка, взгляд – они стали более женственными, — рассказала преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова Анастасия Демидова. — Изменились и отношения между парнями и девушками – по мере обучения они становились более сдержанными, уважительными». По ее наблюдениям, по окончании смотрин девчонки снимали костюмы, надевали джинсы и признавались друг другу и мастерам, что буквально «чувствуют себя голыми». «Современная одежда стирает отличия между мужчинами и женщинами и это не очень здоровая ситуация. Участники «Покровских смотрин» почувствовали это на себе», — заметила собеседница.
«Сплясать вприсядку, конечно, можно и в кроссовках. Но нога ничего «не понимает», не получает нужных ощущений. Поэтому тем ребятам, которые еще не смогли обзавестись нужной обувью, было намного сложнее, они сами об этом говорили, — рассказывает сотрудник Фольклорно-этнографического центра им. А.М.Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории Даниил Изотов. – Традиционный костюм отображает человеческий опыт, передававшийся из поколения в поколение. Он делался так, чтобы в нем было удобно не только на празднике, но и в крестьянском быту – косить, сеять. Неудачные элементы отпадали, оставались самые прагматичные, гармонизирующие фигуру человека и создающие ее эстетическое восприятие».
Анастасия Демидова отметила важность каждой детали фольклорной традиции и единства образов. «По внешнему виду человека – его костюму, вышивке, его говору, исполнительской манере легко было узнать, откуда он, никаких паспортов не требовалось. Любой обряд сочетал в себе множество фактов – время, пространство, смысловое содержание текстов, костюмы, участники. Если убрать хотя бы один из них – разрушится целое, превратится в условность», — отметила она. Именно поэтому в творческой мастерской реконструируя традицию, мастера стремятся соединить как можно больше элементов традиционной культуры и обучить молодежь их комплексу.
Эффекта глубокого погружения в традицию помогает достичь глубокая проработка текстов – мастера объясняют каждое слово песен, каждое движение танцев, показывают фотографии исполнителей и рассказывают об обстоятельствах их жизни и условиях, в которых работали участники фольклорных экспедиций, сделавших эти записи. По окончании обучения устроили вечёрку. В старину это было практически единственной возможностью для молодежи познакомиться, понаблюдать друг за другом в хороводах, песнях и танцах и определиться в своих симпатиях.
Лучшим ученикам – жемчужный венец и гусли
В этот раз для финальной – зачетной, вечёрки «Покровских смотрин» выбрали усадьбу Владимира Набокова «Рождествено» — серый с белыми колоннами деревянный старинный дом на высоком берегу речки Грёзна, встречающий каждого, кто движется по Киевскому шоссе из Петербурга в сторону Луги. Вот разноцветные ленты вплетены в косы, участники усаживаются углом – парни по одну сторону, девушки по другую, и показывают все, чему научились. Выкликают друг друга по имени-отчеству, хотя некоторым участникам всего 14, приглашением в хоровод или на танец служит поклон. Педагоги комментируют достижения каждого, для всех без исключения нашлась номинация для вручения грамоты.
18-летнего Андрея Чернелецкого из Киришей признали «Лучшим атаманом», 16-летнего петербуржца Анатолия Быстрова назвали «Лучшим плясуном», 15-летний петербуржец Петр Ананчёнок получил приз девичьих симпатий и звание лучшего частушечника, 14-летняя Василиса Галиуллина – приз юношеских симпатий. Олесю Григорьеву из Всеволожского района наградили в номинации «Красна ягодка».
15-летний Сергей Шмырев из Волосово стал обладателем Гран-при среди юношей. Ему в подарок достались гусли от выпускника петербургской консерватории и уже опытного мастера Ивана Белоусова, возродившего старинную псковскую технику изготовления инструмента. Среди девушек обладательницей Гран-при стала 17-летняя лужанка Софья Маркова. Ей в подарок достался традиционный свадебный головной убор невесты, распространенный в северных губерниях – жемчужный венец, созданный в мастерской «Славутница» Софьи Владыкиной.
«Когда я сама выходила замуж, искала возможность воссоздать технику изготовления старинных жемчужных венцов, чтобы быть в таком венце на своей свадьбе, — рассказывает выпускница Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, сотрудница Государственного Эрмитажа Софья Владыкина. – Но это удалось не сразу, к свадьбе не успела, к моменту, когда технологию все же удалось найти и воспроизвести, у меня уже подрастал старший сын». Возможность, которую Софья искала для себя, сейчас она с радостью дарит другим. В ее венцах уже сыграно немало традиционных свадеб. Софья Маркова тоже надеется быть в этом венце на своей свадьбе, хотя, по словам 11-классницы, это еще довольно отдаленное событие. В ее ближайших планах – поступить в вуз. Софья рассказала, что выбрала своей будущей профессией педагогику и этномузыкологию.
Момент надевания венца был особенно трогательным. Пока одна Софья повязывала венец на голову другой, обе просто светились от счастья. Юная победительница просто не могла сдержать улыбки, а после церемонии ее подошли поздравить все девушки — участницы проекта. Дружеским объятиям со смехом и даже слезами радости не было конца. Тем временем парни в знак особого уважения качали лучшего частушечника и обладателя приза девичьих симпатий Петра Ананчёнка, подбрасывая его чуть не к люстре главного зала набоковской усадьбы.
Затем молодежь высыпала на крыльцо для общего фото на память. И тут случилось неожиданное. Стройный звонкий хор вначале пропел «Многая лета», а потом, собственно в момент съемки, вместо искусственного «чи-и-из» прозвучало: «Ура! Ура! Ура! Вся компания хороша!» У меня мурашки пробежали: словно не было столетия революций и катаклизмов. За шесть дней обучения в творческой мастерской традиционной русской культуры обычные школьники из Петербурга и городов и сел Ленинградской области усвоили и легко и весело, даже без необходимости показывать на оценку какие-то навыки – а просто от души, воссоздали картинку дореволюционной русской жизни, какую можно увидеть на редких кадрах хроники и услышать на восковых валиках звукозаписи, хранящихся в фонограммархиве Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома).
«Вплетай в венок…»
Руководитель Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза Елена Киселева рассказала об особенности «Покровских смотрин» в этом году. «Мы решили не менять программу, оставив те же танцы и мелодии, что изучались участниками «Покровских смотрин» в прошлом году. Часть участников тоже в проекте во второй раз, многие пришли впервые. Таким образом, в творческой лаборатории встретилась молодежь с разным опытом», — рассказала она. То есть в современном образовательном проекте сделан еще один шаг к традиционной форме передачи навыков. На деревенских вечёрках так и было – у кого-то сложились пары, люди поженились и уже на вечёрках им не место, кто-то ходит на вечёрки несколько лет подряд, кто-то подрос и пришел впервые.
Адаптировать к глубокому погружению в фольклорную традицию людей с разным опытом, включая зрителей праздника, который в процессе обучения участники проекта устроили для жителей Луги, помог язык кино. Фильм Алексея Волынского «Покров», созданный на «Покровских смотринах» год назад, одним помог быстро понять формат и задачи проекта, а другим – участникам проекта прошлого года, увидеть себя и сам процесс со стороны. Режиссер фильма рассказывает о своем опыте восприятия народной культуры, а мастера – о том, как органично традиционная культура находит место и врачует душу современного человека. Многих зрителей картина тронула до слез.
На финальной вечёрке было довольно много детей — от грудничков до гимназистов. Малыши иногда выбегали на площадку или затевали шумные игры. Никто их не ругал, не шикал. Расплакался – уносили в другую комнату. И в этом тоже чувствовалась глубокое погружение в традицию.
В этом году в проекте в качестве мастера принял участие Алексей Мехнецов – реставратор музыкальных инструментов, сын Анатолия Михайловича Мехнецова – подвижника сохранения и передачи фольклорной традиции, организовавшего множество фольклорных экспедиций в разные города и веси страны в 1970-1980 годы, когда еще были живы носители традиционной культуры, жившие при царе. Не успей он найти лучших исполнителей, записать их на магнитофон и заразить своим горением множество учеников и последователей – многих лучших образцов устного народного творчества мы бы лишились навсегда. Большинство современных фольклористов считают себя учениками и последователями Анатолия Мехнецова.
Алексей Мехнецов бывал в фольклорных экспедициях вместе с отцом с 10 лет. По его мнению, «Покровские смотрины» — очень удачная форма реконструкции традиционной культуры. «Сценических коллективов много, но мало кто дает возможность молодежи прикоснуться к традиционной культуре в ее цельном виде. В «Покровских смотринах» это есть. Оптимально выбрано количество участников – 20 парней и 20 девушек. У мастеров есть возможность охватить каждого участника личной беседой, на каждого хватает времени. Когда собирается 100-200 участников, достичь результата гораздо сложнее». Алексей Мехнецов считает, что «Покровские смотрины» стоило бы тиражировать и в других регионах страны и использовать находки организаторов проекта в системе дополнительного образования.
Августа ОРЛОВА