Дом декабриста Муравьёва-Апостола
ЯЛУТОРОВСК. Историко-мемориальный музей по своей декабристской тематике является единственным в Тюменской области. И в нём самый главный экспонат — дом М. И. Муравьёва-Апостола.
Матвея Ивановича перевели отбывать наказание в Ялуторовск в 1836 году за причастность к декабристскому движению, и прожил он здесь двадцать лет. О том, что дом принадлежал декабристу с 1838 по 1856 год, свидетельствует купчая, найденная И. С. Терентьевым в Тюменском государственном архиве. Пожалуй, самое интересное в данном документе то, что Муравьёв-Апостол приобретал собственность как государственный преступник (так официально именовались декабристы, отбывавшие наказание на поселении в Сибири), а продавал уже как потомственный российский дворянин, прощённый после смерти Николая I. Не менее важный раритет — письмо Матвея Ивановича, датируемое 1849 годом. Именно находка этого романтического послания из далёкого девятнадцатого века при очередном ремонте дома, затеянного горсоветом в 1935 году, когда директором назначили И. Ю. Озолина, послужила основанием для создания в Ялуторовске первого в стране музея, посвящённого декабристам.
Экспозиционный комплекс «Война 1812 года» демонстрирует участие будущих декабристов в победе над Наполеоном и формирование их мировоззрения. Здесь на гравюрах Карделли с рисунков Скотти — первом художественном памятнике победе россиян над оккупантами-французами — изображены самые яркие сражения, а в витринах представлены награды, оружие, осколки снарядов с места генеральной Бородинской битвы, где бились насмерть с врагами славные российские полки, позже, в 1825 году, вышедшие на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге.
По воспоминаниям современников, Муравьёв-Апостол «…проживал в элитной части города, в очень хорошо обставленном доме». Три комнаты в музее являются мемориальными — зал, кабинет хозяина и гостиная. В зале экскурсовод расскажет вам самое интересное обо всех «ялуторовских» декабристах (так они называли себя сами в письмах), об их вкладе в развитие экономики и культуры Сибири. Особое внимание обратит на два портрета — «Семья Басаргиных» (худ. ГМ. Ратанов) и декабрист В. И. Враницкий (худ. Ю.Н. Ермаков). Аналогов этим картинам нет. Они созданы ялуторовскими мастерами.
В кабинете хозяина дома также широко представлены редкие портреты и гравюры, которые изысканно сочетаются со старинной мебелью. Выделяется подлинный гравированный портрет М.И. Кутузова. С других работ смотрят на нас мальчик-ангел — маленький Матюша и глава семейства, Матвей Иванович, покидающий Ялуторовск после Коронационного манифеста Александра II. Последнюю картину тоже нигде нельзя увидеть, кроме Ялуторовского музея, так как она написана по фотографии художником Г М. Ратановым.
В гостиной очаровывает мебель, некогда принадлежащая декабристу — преддиванный столик и диван, изображённые на акварели знаменитого сибиряка М. С. Знаменского.
Двухэтажный дом ялуторовчанки Федосьи Родионовны Трапезниковой, где 18 лет прожил И.Д. Якушкин, в пятидесятые годы двадцатого столетия в целях сохранения перенесли с первоначального местонахождения во двор усадьбы Муравьёва-Апостола.
Как много раз судьба соединяла в жизни двух декабристов — Ивана Дмитриевича Якушкина и Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола: родились они в один год — 1793-й; защищали наше Отечество против нашествия французов и освобождали Европу от оккупации Наполеона, шли бок о бок до Парижа под знамёнами третьего батальона лейб-гвардии Семёновского полка; в числе шестерых создавали первое тайное общество — Союз спасения; в один год, в 1836-й, прибыли в Ялуторовск и вместе отбывали здесь наказание до амнистии; и дома-музеи их сейчас тоже стоят рядом, рассказывая о пребывании в Сибири потомственных дворян, дерзко посягнувших реализовать свои мечты о благоденствии Российского государства в двух восстаниях — в Петербурге и на Украине.
На первом этаже дома И.Д.Якушкина размещена экспозиция «Мещанский интерьер ХIХ века». Здесь можно посидеть на старинных лавочках и послушать рассказ о Ялуторовске периода пребывания декабристов, о нравах местных жителей, их занятиях и конкретно о самой хозяйке дома — истинной сибирячке. Хозяйка дома — Федосья Родионовна Трапезникова — опрятно содержала дом, вкусно готовила и в качестве источника существования сдавала второй этаж дома в наём.
Поднявшись по узкой лестнице на второй этаж, вы окажитесь в скромном жилище аскета, стойко отвергавшего стремление людей слепо следовать моде. Здесь вы увидите, как по картине-документу сосланного поляка Романа Циховского доподлинно воссоздан кабинет опального. Услышите интересный рассказ о трагической любви Якушкиных, о вкладе Ивана Дмитриевича в культуру города Ялуторовска и всей Сибири, о научных его изысканиях, о появлении легенды о «колдуне» — так вначале называли декабриста местные жители. Представленный в экспозиции макет ланкастерского класса ценен по двум причинам — как экспонат, ярко демонстрирующий вклад декабриста в развитие просвещения Ялуторовска и как подарок потомка ялуторовского купца и соратника декабристов Н.Я. Балакшина.
В спальне опального на старинном прикроватном столике стоит портрет Петра Яковлевича Чаадаева, отправленный декабристу в Ялуторовск. Некогда они обучались вместе в Московском Императорском университете, в войне 1812 года, поменявшись нательными крестиками, стали зваться братьями. Они оба явились прообразами А. С. Грибоедова, однокашника по университету, для создания литературного героя Чацкого в бессмертной комедии «Горе от ума». Чаадаев несколько лет слал письма Якушкину в Ялуторовск. Гобелен «Отдых на лоне природы» напомнит о том, что декабристы воспитывались на романтизме ХVIII века, его сентиментализме. Их привлекало в нём не столько восхищение, любование окружающим миром, стремление к красоте человеческих взаимоотношений, но в большей мере сочувствие, сопереживание конкретному человеку, что и привело образованнейших дворян на Сенатскую площадь и в Сибирь.
Источник: yalutmuzey.ru