Сергей Безруков представляет спектакль «Энергичные люди»
ПЕТЕРБУРГ. Рассол на завтрак и «Песняры» на обед, галстуки-шнурки и сахарные начесы – где вы, счастливые 70-е?.. 22 ноября в ДК «Выборгский» состоится премьера спектакля Московского Губернского театра по повести В.М.Шукшина «Энергичные люди» в постановке Сергея Безрукова. Она приурочена к юбилею писателя, которому в этом году исполняется 90 лет.
Действие происходит в 70-е годы прошлого века, герои пьесы — авантюристы, спекулянты и «импровизаторы» эпохи соцреализма, которые сами себя называют «энергичными людьми». Жанр постановки сам режиссер определяет как «караоке-спектакль».
«Мне хотелось сделать спектакль-праздник!» — признается Сергей Безруков. И это тоже — шукшинское! – рассказывает он, — Как говорил Егор Прокудин в «Калине красной»: «Праздник! Я давно его жду! А есть ли он вообще, праздник-то этот?..» Поэтому – яркость, праздничность – в антураже, музыке, костюмах, и, безусловно, в образах персонажей. Жанр возник из самого названия. Энергичные люди — энергия, драйв… Они не просто хапуги – они очень творческие, изобретательные люди, этакие современные Бендеры, «великие импровизаторы». Они живут драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль – ВИА «Энергичные люди», который задает действию ритм, драйв. Здесь много юмора, сатиры, яркие образы, типажи, и любимые всеми песни, без которых не обходилось ни одно застолье 70-х годов.. Но помимо очень яркой, смешной истории есть и трогательные моменты, когда слетают все маски, и эти люди начинают размышлять, что же с ними стало? И я им сочувствую. Для меня важно, что они в принципе-то неплохие люди. Но, как у Булгакова, — «их испортил квартирный вопрос».
Чтобы вжиться в образы, актерам пришлось весь период репетиций носить парики, усы, искусственные лысины, не раз менять длину и цвет волос и даже форму носа. Только для двух персонажей в спектакле не потребовалось серьезного грима — это Аристарх Петрович Кузькин (Сергей Вершинин) и Простой человек (Олег Курлов и Юрий Колганов).
Задумывая постановку, Сергей Безруков сознательно не стал переносить действие в наши дни. Напротив, он подчеркивает хорошо знакомые приметы того времени, от дефицитной мебели и ковров до эстрадных песен и модных причесок. Для создания на сцене аутентичной атмосферы «зажиточной квартиры» Аристарха Кузькина театром приобреталась мебель, холодильники, телевизоры 70-х годов.
Специально для спектакля снято несколько киносцен, стилизованных под фильмы, популярные в 70-е годы. Один из эпизодов стилизован под киноальманах «Фитиль», а киносцена, которую зрители увидят в финале спектакля – аллюзия на финальные кадры «Джентльменов удачи». В киносценах помимо артистов, занятых в спектакле, снимались Сергей Безруков, Илья Малаков, Василий Шмаков. Съемки проходили на Арбате и в парке «Кузьминки».
— Сейчас многие ностальгируют по советским временам, — и я себя не исключаю, — говорит Сергей Безруков, — В какой-то степени, это одна из причин, по которой я обратился к этой пьесе. Почему, откуда эта ностальгия, — может, стоит разобраться? Мне кажется, наша ностальгия по той эпохе – это, конечно же, не тоска по советской идеологии, ярым противником которой я являюсь. Это ностальгия по тем людям, по чистоте, которая была в те времена и которую мы утратили. По воспитанию, которое тогда было особенным, по ощущению любви».
Но все же спектакль по произведению Василия Шукшина – не просто ностальгическая стилизация той эпохи, — это попытка с иронией, юмором взглянуть на свое прошлое и увидеть в нем черты нашего времени.