И полевая кухня всем в радость…
ПЕТЕРБУРГ. Солнцем залитый город встречает Победу. Всеми фибрами своей железобетонной, асфальтовой души. Яркими предвестниками завтрашнего торжества стали автомашины из грозного прошлого, буквально из победоносного 45-го. С их помощью ударили автопробегом по историческому склерозу и даже… голоду! Ведь средь раритетных авто значилась и полевая кухня.
Каждый год, накануне самого светлого, самого знаменательного «красного дня календаря» город буквально оживает в бравурно праздничном настроении – в чем-то и где-то благодаря этим трудягам с раздавленных дорог и разбитых трасс, раритетному автотранспорту военной поры. Милых авто с деревянными бортами и неуклюжими кабинами с каждым годом становится все меньше и меньше, эти фронтовики-ветераны также уходят от нас, оставаясь в памяти потомков лишь на фото — и таких вот ретропробегах. Каждый праздник эти уникальные машины напомаживают свои скрипучие бока, свежеют перед пробегом, наливаются ушедшей юностью. И цель оправдывает средства, в праздничные дни их движки-моторы будто и кряхтят как-то особенно, не как в обычные дни, но с определенно торжественно-парадным уклоном. Казалось бы, машина, железяка обыкновенная, бездушная техника, но туда же, в День Победы трудится победоносно, почти на износ, старается, возит артистов, одетых в солдатские гимнастерки военных лет, ветеранов — в День Победы, и полевую кухню, без этого тылового аргумента обойтись ну никак невозможно.
В удивительном, уникальном автопробеге смешались все и вся, самые настоящие, взаправдашние ретромашины, равно с тем и современные реплики с тех авто, что уже не вернуть из небытия, нечто совсем новое, но с учетом ретроспецифики. Главное, что объединяет весь этот автотранспорт: День Победы. Как и прежде, в этот заезд поздравительным автопробегом решили ударить основательно. И стартовали на том месте, которое было в считанных километрах в блокадные дни от линии фронта, на Московской площади. Именно здесь начался детальный осмотр ретроавтомобилей всеми желающими, любознательный люд аж с десяти утра смог приобщиться к трагичной, но величественной истории своей страны. Каждая авто сегодня стала своего рода фотомоделью. И стар, и млад, все хотели попасть в кадр с этими четырехколесными ветеранами Великой Отечественной. И машина та понимает, какая нелегкая нагрузка ложится на нее в это славное, торжественно время. И работает как швейцарские часы, ничего не ломается, не бьется, без перебоя и — тем паче, выхода из строя. А народ ликует, теснится к бортам «фронтовиков», спешит остаться с ними в памяти своих цифровых фотоаппаратов и смартфонов. Когда еще пересечешься с этими авто. Но вот пришло время построения, полуденный залп Петропавловки возвестил, пора, брат, пора! Заревели, загудели моторы, полевая кухня юности «закручивает гайки», все двинулись на север. «Труба» зовет, впереди важная остановка — на том месте, где завтра будет парад Победы, а сейчас – непродолжительная стоянка старых авто.
Дворцовая площадь к полудню уже как один большой развеселый муравейник. Трибуны в праздничном убранстве ждут своих героев, пред которыми пройдет в величественном строе современная военная техника, убедительный аргумент в пользу нынешней боеспособности Родины. Беспечный горожанин изучает временный новодел прямо у арки главного штаба, основательно сработанную сцену, на которой завтра зазвучит славная, добрая песня в честь тех, кто спас мир, вызволил его из лап нацистов.
А тут и караван старых военных авто подоспел, расположился заградительным отрядом прямо на границе живого и непосредственного Адмиралтейского проезда и величественной, надменной Дворцовой. И пошло, поехало: фото на память, озорство ребятишек, снующих между участниками пробега, меж раритетных авто. Самым популярным местом в шеренге старых машин она — полевая кухня. Кажется, гречка, сваренная на ходу, что в том такого? Но дымящаяся гречка и военно-полевой чай стали просто хитами дня, длиннющий хвост очереди, казалось, был бесконечным, прирастая все новым и новыми желающими отведать этой редкости, кашки почти что фронтовой, почти что пропахшей порохом и дымом войны. Уставшие от бесконечной порционной выдачи каши и чая парни утомились отвечать, «что там в меню», но даже в истомленных ответах сквозила радость — по случаю празднества завтрашнего, и уважения. К тем, кто этот праздник заслужил. Ну, и к тем, кто стоически выстоял, выдержал очередь за таким раритетом, кашей из полевой кухни…
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
Фото любезно предоставлено «Русским Радио», информационным партнером акции