Эрмитажа много не бывает! Кому — петербургский, кому — казанский вариант…
ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРОМЕНАД. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Из Эрмитажа в… Эрмитаж! Мы с вами сейчас совершим эдакий променад-кульбит! Из Эрмитажа, который – в Петербурге, в Эрмитаж, точнее, филиал самого именитого музея России, который своими роскошными коллекциями и выставочными загляденьями радует глаз жителей – и гостей, столицы Татарстана, города Казани. Но помимо Эрмитажных посиделок – добро пожаловать в мир… бабочек, да, да, крылатых прелестниц, чарующих мир этих грациозных созданий дарит нам Кемерово, здешний областной краеведческий музей. И почти революционный шаг московской Третьяковской галереи в довесок!
Эрмитаж, царь всея музеев России, приготовил уникальный музейно-выставочный квест «Самовар и таз для Лазарета имени царевича Алексея». В 2017 году Эрмитаж к 100-летию революции подготовил масштабный проект под общим названием «Штурм Зимнего». Особенностью этого проекта станет выставка-квест – точечные выставки, которые в течение года будут открываться в разных местах музея. Все экспозиции выставки-квеста обозначаются специальным логотипом. И с первым из них знакомят прямо сейчас. В Аванзале Зимнего дворца выставлены самовар и таз с монограммами императрицы Александры Фёдоровны и цесаревича Алексея Николаевича, изготовленные фирмой Карла Фаберже. Начавшаяся Первая мировая война сократила производство фирмы, несмотря на это она приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта – медные и латунные походные самовары и чайники, кастрюли и умывальники, зажигалки и чарки, шприцы и ёмкости для их стерилизации, гранаты и гильзы.
Самовар и таз предназначались для Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. Большой хирургический лазарет «для нижних чинов» на 1000 мест был организован по решению императора Николая II и занимал все парадные залы Зимнего дворца, кроме Георгиевского. Солдатский госпиталь в Зимнем дворце не был похож на другие. Он располагался в царской резиденции, его оборудовали по последнему слову науки и техники того времени, здесь использовались самые передовые методы лечения. Для госпиталя был подобран высококвалифицированный медицинский персонал. Императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна служили сестрами милосердия в госпитале – они ассистировали при операциях, занимались благотворительной деятельностью, помогали раненым. С 25 октября 2017 года в Аванзале будет представлена часть экспозиции «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», посвящённая истории Лазарета имени наследника цесаревича Алексея. Точечная выставка открыта в память о врачах и сестрах милосердия лазарета Зимнего дворца, продолжавших свою работу вплоть до октября 1917 года. Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, куратор – Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня.
В год 100-летия Октябрьской революции Ярославский художественный музей представляет выставку известных художников XX века, которая заставляет задуматься о развитии русского искусства в сложную послереволюционную эпоху. Октябрьская революция 1917 года не только разделила жизнь страны на «до» и «после», но и красной чертой прошла по судьбам людей, нередко круто изменив их. В истории русской живописи наступление новой эры социализма сказалось не сразу. Зрелые художники со сложившейся авторской манерой и стилем не могли, да и не хотели за короткий срок кардинально менять свое творчество. В первые годы советской власти важнейшим для развития искусства стал вопрос «художник и власть». Оставшись без частных заказов, в условиях «огосударствления» всех сторон жизни общества, деятели искусства должны были решить для себя непростой вопрос о поддержке или неприятии новой власти. Кто-то радостно приветствовал перемены, создавая произведения явно политической направленности, выполняя идеологический заказ государства, кто-то уезжал в эмиграцию, кто-то ушел от активной выставочной деятельности и искал себя в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле, оставив занятия станковой живописью лишь для собственного удовольствия. Многие художники со временем приспособились к диктату государства и создавали «идеологически верные» картины, при этом особо работая для себя, для узкого круга друзей и единомышленников, не выставляя публично эти произведения. В целом, характеризуя творчество художников старшего поколения в 1920–1950-х годах, мы можем говорить о постепенном переходе их к реализму в разных его проявлениях: символическом, романтическом и, наконец, официальном «социалистическом».
В экспозиции представлены работы известных художников, участвовавших в крупных творческих объединениях и выставках начала XX века. Все они имели успех и признание публики и критики, их работы стали хрестоматийными для истории русского искусства. Творчество этих мастеров в советский период менее известно широкому зрителю. На выставке посетители смогут увидеть работы «голуборозовцев» Павла Кузнецова, Анатолия Арапова и Николая Ульянова; «бубнововалетовцев» Роберта Фалька, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Осмёркина; «русских импрессионистов» Константина Юона, Аркадия Рылова; баталиста Николая Самокиша и других. Выставка включает 40 произведений 1920–1950-х годов из собрания Ярославского художественного музея, двадцать два из них экспонируются впервые.
Кемеровский областной краеведческий музей зовет насладиться полетом прекраснокрылых существ на выставку «Мир бабочек», самый изящный, самый, пожалуй, роскошный вклад кемеровских музейщиков в общероссийский Год экологии. Морозной и снежной зимой ожидание лета для многих людей становится настоящим мучением. А так хочется, чтобы поскорее наступило тепло, выступила первая травка, оделись в зелень деревья. Специально для жителей и гостей города Кемерово в отделе природы Кемеровского областного краеведческого музея работает выставка живых тропических бабочек. Это настоящий уголок солнца и тепла, попав в который забываешь, что на улице все еще холодная зима. где царит атмосфера тропических джунглей и облачных лесов — тех мест, где рождаются и живут великолепные крылатые создания. В Кемерово экзотических бабочек привезли в виде куколок из других стран, здесь они появились на свет. Теперь посетители музея могут совершить путешествие в Европу, Южную Америку, Индокитай и Новую Гвинею не покидая родного города. Об экзотических странах им расскажут цветы и бабочки. Вам выпал редкий шанс окунуться в мир бабочек: познакомиться с рационом крылатых красавиц и их образом жизни; узнать больше о жизненном цикле этих насекомых и их важной роли в дикой природе.
Но самое главное – это уникальная возможность пронаблюдать за рождением хрупких насекомых, что называется, онлайн! Порой, пока идет экскурсия, из куколок появляется две-три крылатые красавицы. Выставка состоит из двух разделов: павильона с живыми бабочками и внушительная коллекции экзотических насекомых из фондов музея, признанная одной из лучших за Уралом. В коллекции представлены различные виды насекомых и паукообразных: бабочки, жуки, палочники, стрекозы, осы, цикады, пауки и скорпионы. На всеобщее обозрение выставлено свыше 600 видов шестиногих, собранных со всего света. В музейной лаборатории посетители смогут подробно рассмотреть насекомых под микроскопом и узнать о строении крыла бабочки. Также на выставке работает «ресторан для бабочек», где гости музея могут покормить крылатых красавиц медовым сиропом и свежим апельсиновым соком. Кроме экскурсии, посетителям предлагается сделать фото с бабочками на память! Бабочки – самые яркие представители мира насекомых. Легкость, грация и красота, которыми привлекают людей тропические красавицы, наполняют радостью и заставляют забыть о заботах и непогоде на улицах. Только у нас Вы можете почувствовать себя в настоящем жарком оазисе, посреди зелени диковинных растений и своими глазами увидеть чудо рождения бабочки!
Выставка «Искусство для всех» известного японского художника Кондо Юкио открылась в пятницу, 10 марта, в Новосибирском художественном музее. Художник так рассказывает о проекте: «Временами под влиянием произведений искусства у человека появляется страсть к жизни. Как чистая вода и воздух, искусство должно присутствовать рядом с каждым. Я планирую осуществить проект «Искусство для всех» для того, чтобы, как и оказание медицинской помощи тем, кому она недоступна, предоставить шанс людям, находящимся в различных обстоятельствах, соприкоснуться с искусством». В экспозиции представлено более 60 произведений традиционной японской живописи, рисунков и литографии, большая часть которых посвящена природе. Монументальная графическая работа «Цунами» занимает центральную часть выставки. Кондо Юкио начал создавать это произведение в 1981 году, но продолжает постоянно работать над ним. На сегодняшний день длина картины составляет более 13 метров. Сам художник так описывает главное произведение проекта: «Она не имеет конца. До тех пор, пока я живу, я буду ее писать».
А в Центре «Эрмитаж-Казань» почти полгода с превеликим ажиотажем работает выставка «Петербургский модерн. 1890–1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа. Включенные в состав выставки костюмы и аксессуары в стиле модерн, дополненные живописными и фотографическими портретами современниц, а также предметами интерьера, дают объемное представление о «дамском мире» Петербурга на рубеже XIX–XX веков. Новый художественный стиль конца XIX – начала XX веков, называемый по-русски «модерн» (Art Nouveau во Франции, Modern Style в Англии и Jugendstil в Германии) совпал по времени с правлением последнего российского императора Николая II. К началу XX столетия модерн достиг наивысшей точки своего развития не только в Европе, но и в России. Модерн – эпоха женственности, мягких, извилистых линий, нежных цветов. Конечно же, этот стиль не мог не коснуться одной из главных областей жизни своей героини и музы – костюма, в котором его черты прослеживаются так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Ушли в прошлое неудобные корсеты и пышные оборки, уступив место легким, простым, естественным линиям. Роскошные ткани, утонченность силуэта, подчеркнутая женственность и легкий налет таинственности… Все это стиль, который в истории моды получил название модерн.
«В Эрмитаже такой выставки еще не было, – поделилась главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора Светлана Адаксина. – Мы, конечно, много показывали платьев, разного периода выставки у нас были, но такого подбора мы еще не показывали».
Представленные на выставке предметы туалета были созданы фантазией лучших модельеров Парижа, таких как Чарльз Ворт, Жанна Пакен, Сестры Калло, Поль Пуарэ, а также их российскими коллегами — Августом Бризаком в Петербурге и Надеждой Ламановой в Москве. Их дополняют аксессуары – веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших Петербургских и Парижских мастерских.
Но выставка примечательна не только звездным составом создателей нарядов, но также историческими личностями, которым они принадлежали. Большинство экспонатов происходят из Аничкова и Зимнего дворцов, а также особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых, то есть из гардеробов представителей династии Романовых (императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также императора Николая II) и высшей российской аристократии. Те предметы, которые было нельзя продать и невозможно носить, попали в театральные костюмерные, а частично в Музейный фонд, откуда они были впоследствии переданы в новый Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке Московских театров Веры Карахан (Дженеевой) и приобретенные Эрмитажем в 1971 году.
«Какая-то есть необыкновенная динамика в этой выставке …У меня полное ощущение того, что все это находится в движении..Так легко воображается, что мы на серьезном светском мероприятии…И то, что за этим платьем, веером и шляпкой история конкретного человека, добавляет еще больше таинства, эмоционального восприятия этой выставке» – отметила директор Музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. Одна из историй связана с подвенечным платьем, в котором в церкви Зимнего дворца венчалась фрейлина Александра Алексеевна Раткевич. В дар Государственному Эрмитажу платье преподнесла ее дочь, а сегодня на открытии выставки почетным гостем стала внучка обладательницы наряда Надин Гринуа Бестужева.
В целом коллекция костюмов из собрания музея, насчитывающая около 200 комплектов, самая крупная в России. Каждый костюм – редкое художественное явление, отражающее не только вкусы своего владельца, но и основные стилевые тенденции времени. Благодаря кропотливому труду музейных реставраторов они и по сей день сохраняют свою первозданную красоту, позволяя по достоинству оценить высокое искусство мастериц давно ушедших эпох.
По словам первого заместителя министра культуры Республики Татарстан Эльвиры Камаловой на выставке можно найти ответ на любимую фразу всех мужчин: «Чего хотят женщины». «Женщины во все времена хотят одного: красоты, тепла, уюта. Я думаю, что все те интересные находки, которые вы сделаете на этой выставке и будет свидетельством того, что вы настоящая женщина», – отметила она. На выставке можно увидеть туалеты, которые предназначались для самых разных событий, будь это свадьба или придворный бал, летняя прогулка или прием в кругу близких друзей. Экспозицию дополняют живопись Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского.
Представленные на выставке фотографии, выполненные в самых разных фотографических ателье Российской империи — Петербурга, Москвы, Киева и Владикавказа – показывают дам в туалетах, сшитых по последнему слову моды. Запечатленные на фотографиях мужчины демонстрируют умение офицеров и джентльменов с блеском носить как штатский костюм, так и военный мундир. Значительная часть представленных на выставке работ принадлежит одному из лучших петербургских ателье «Helene de Mrozovsky», открытому в конце 1893 года ученицей известного французского фотографа Надара Еленой Лукиничной Мрозовской (1864-1941). Ателье пользовалось популярностью среди столичной аристократии и у отечественной художественной элиты.
Интересными образцами графической продукции, исполненной в стилистике модерна, являются работы французского художника Поля Сезара Эллё (1859-1827), исполненные в технике сухой иглы. Его искусство пользовалось огромным успехом в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Особенно знамениты его утонченные и элегантные женские образы, ставшие своеобразными символами эпохи модерн. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, автор текста и куратор выставки – Юлия Валерьевна Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Третьяковская галерея открывает выставку графики Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922), одной из самых ярких и драматических фигур в искусстве XX века. Художник-новатор и теоретик искусства, он был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения «Искусство-жизнь» («Маковец»). Жизнь Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности, но он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике, живописце, глубоко размышляющем о человеке, жизни и смерти, о природе искусства.
С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. В преддверии 120-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея представляет рисунки мастера из серий «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии», а также уникальные листы на тему «Воскрешение мертвых», многие из которых демонстрируются впервые. Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики Василия Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника, а также немногочисленные листы из разных частных коллекций и семьи художника. Представленная на выставке графика Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его творчестве. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами композиций к задуманным им фрескам «Бытие» и «Воскрешение мертвых». За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. Однако в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу. Между тем в эскизах многофигурных композиций и в отдельных фрагментах к ним прослеживается некое единое образное решение. Собранные вместе в экспозиционном пространстве рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.
«Бытие». Первые проекты фрески относятся к 1920 году, когда Василий Чекрыгин исполнил серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему «Восстание», «Расстрел» и «Лица», свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционной лет. Общую «бытийную» картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий «Оргии» и «Сумасшедшие» — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.
«Воскрешение мертвых». В конце 1921 года Чекрыгин увлекся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Николая Федорова «Философия общего дела». Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись «О соборе воскресшего музея». Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно «восстающими», либо еще только «освобождающимися» из плена смерти. Виртуозно используя выразительный язык графики: линию, пятно, контраст света и тени Василий Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей («Композиция с фонариками»). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать «очищенный образ просветленной плоти», добивается почти полного исчезновения фигур («Композиция с ангелом»). Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.
Первая выставка произведений Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.