Нева вытекает… из трамвайного парка!
…И прочие чудеса современного съемочного процесса самого настоящей экшн-драмы: с захватывающими дух погонями, взаправдашними злодеями и железными парнями правильного покроя. В дни широкого проката кинодрамы с элементами масштабного блокбастера «Молот» самое время вспомнить, как это художественное чудо рождалось – года два назад.
…По петербургским сонным улицам катер возили — как видно напоказ. Только мало кто обращал внимания на сей развоз. По славному морскому городу, по Петербургу, чего только не возили — и позолоченного Самсона, который в Петергофе раздирает пасть мифическому льву, и громадные турбины для далеких ГЭС. Но сей катер как та важнецкая турбина — часть сложного механизма, имя которому экш-драма, приключенческий фильм с рабочим названием «Борец».
Когда нас позвали на съемки фильма, ничего удивительного в том не обнаружили, порадовались за отечественных кинематографистов. И у нас снимают дорогое, красивое кино, широкомасштабное полотно с трюковыми эффектами и звездами первой величины. «Всемирные русские студии» завершают активную стадию съемочного процесса экшн-драмы с пока еще рабочим названием «Борец». Ключевым движком сюжета здесь классический как весь этот мир любовный треугольник: он, она и некто третий, который лишний. А, вот, кто там лишний, кто там нужный… Положительным героем выступает персонаж Алексея Чадова, девушка, она же суперприз этой борьбы тестостерона, персонаж Оксаны Акиньшиной, ну и куда без писанного злодея, его играет Антон Шагин.
Все так, да вот место съемок и характер действия на площадке вызвал резонное удивление: катер, Нева, погоня, а съемки проводятся… на территории трамвайного парка, что раскинулся старинными депо в самой сердцевине Васильевского острова, чуть поодаль от Гавани.
Сопоставляя факты и заявленное, двинулись посмотреть, как можно на территории самого сухопутного из всех существующих видов общественного транспорта снимать сцену погони на катере? Да, чтоб с брызгами, да, чтоб с адреналином в крови. Собственно, трамвайный парк — он и есть трамвайный парк, старый каменный забор, а за ним тонкие нити рельсов, буквально из чрева тяжелых депо вырастают, дабы после разбежаться по всему городу. Печальные деревья толстенными ветвями чуть ли не до земли свисают, закрывая трамвайный парк от случайных глаз. Да еще… масса самой разной техники, специальные съемочные краны, тележки для камер, другой металл и скарб, тут же словно «блины» с атлетических манежей под штанги спортсменов лежат утяжелители противовесов все тех же кранов. А рядом будто внезапный, спонтанный кемпинг развернулся, случайным порядком автомобили разного размера съемочной группы. И посреди всего этого внезапного автопарка чудо: тот самый катер, который по Петербургу возили как будто напоказ — на импровизированных рессорах установлен, а за всем этим дивом зеленое полотнище натянуто… Режиссер, его зовут Нурбек Эген, как выяснили, это его первый полнометражный фильм, снятый в таком жанре, жанре экшн-фильма, сдержанно сосредоточен. Внимательно приценивается к катеру, экрану, неспешно отдает команды. Невероятно сконцентрирован на происходящем. Еще бы, юркий катер в умелых руках ловкого негодяя в лице Антона Шагина с ювелирной точностью «уходит» от погони на фоне специального экрана, вместо которого позже, методом компьютерного наложения, вставят нужную картинку, невскую панораму, Стрелку, Биржу, Зимний дворец и Зимнюю канавку. Антон Шагин «уверенно ведет» прикованный к тележке катер, весь такой цельный, невероятно стремительный и эргономичный. Катер как с картинки из журнала о правильных яхтах и катерах. Прямо как у Бонда, у этого злодея, все самое лучшее. Кажется, еще минута, и он и вправду полетит по рельсам, шпалам, кучам щебня и дальше — за приземистый старый забор, туда где Смоленка… еще дубль, и скрытый от глаз оператора специально обученный человек открывает воду в специально смонтированном шланге. Наконечник — что ваш душ в ванной: этот душ и создает эффект «мелкого бисера брызг невской воды». Напряженное лицо актера весьма убедительно свидетельствует: на экране будет разворачиваться нечто невообразимое. Но вот команда «спасибо, снято», и актер меняет напряженное лицо на более расслабленное, спускается с катера и уходит с площадки. День выдался на редкость сложным.
Стоит отметить, сцена в трамвайном парке – своего рода «вершина айсберга», поначалу эту же сцену снимали на воде, в реальных условиях прохождения катера под мостами Зимней канавки, что меж Старым Эрмитажем и Эрмитажным театром. Теперь — для пущей убедительности, доснимали крупные планы.
Не успел выйти из кадра Шагин, как на его место встал… другой молодой человек, куртка — как у персонажа Шагина, разверстая на груди с дерзкой майкой, словно рваный стяг бьющейся на ветру. Не успели прийти в себя, а уже звучит команда «мотор» и камера пошла снимать… руки вошедшего в кадр человека. Выясняется, это дублер Шагина, известный яхтсмен Андрей Голощапов, душа всех водных съемок блокбастера с рабочим названием «Борец». Если до того камера выхватывала только лицо и грудь актера, то теперь деловито сосредоточилась на руках уже дублера. Позже разговорились с режиссером: к чему это?
«В таких вещах, в таких делах мелочей не бывает, — убежден Нурбек Эген. — Здесь важна каждая краска и каждая деталь. Антон может и не знать, как верно держать руль катера, а вот наш дублер можно сказать с закрытыми газами способен грамотно управиться с любым плавучим средством. Его не нужно обучать элементарному, он сам кого угодно обучит правильному вождению катера на высокой скорости — в том числе. Кстати, сейчас мы завершаем съемки серьезного трюка, в котором и Антон отличился. Не все может и должен делать дублер, всех деталей раскрывать не стану, не интересно будет потом смотреть кино, одно скажу: некоторые весьма и весьма серьезные моменты трюка на воде Антон исполнил самолично. Наверное, отсюда и честное напряжение на крупном плане. Когда знаешь, через что ты прошел еще летом, при съемках на воде — на том же катере…».
День клонился к закату, вот уже и солнце исчезло за крышами домов, но съемки шли своим чередом, важно отработать каждый кадр, каждый дубль. Редкие работники парка равнодушно взирают на весь этот съемочный процесс, мол, а что там такого? Скучное это дело – кропотливая, почти скрупулезная постановка экшн-фильма, рутинная она и неспешная. Вся захватывающая дух «картинка» с элементами экшн потом проступит на киноэкране. А пока…
Дмитрий МОСКОВСКИЙ