Хождение по мукам. Толстой возвращается в Петроград…
ПЕТЕРБУРГ. Кони и люди смешались в едином съемочном порыве! В Петербург вновь «пришел» Толстой, только на сей раз «красный граф», он же Алексей Николаевич. Со своим нервным и неровным творением «Хождение по мукам». Пришел в виде фильма, съемки которого уже успели одних разозлить, улицы перекрывают, других удивить. Толстой, сегодня?!
Революционный держат шаг на канале НТВ. И готовят своему зрителю литературно-кинематографический дар к 100-летию яркого события века ушедшего, кому — государственного переворота, кому — Великого октября. Наступающий год – красноречивый, 2017-й. Модная нынче тема вышколенной экранизации хрестоматийной классики дошла наконец и до «третьей кнопки» центрального телевидения, здесь решили перелистать, перечитать Толстого, Алексея Николаевича. Его «Хождение по мукам» как ни одно другое произведение, убеждены просвещенные историки и литературоведы, а вкупе с ними и современные буржуа от телевидения, изящно и верно передает бунтарский дух предреволюционной поры. Толстовский труд как ни одно другое произведение с документальной точностью и последовательностью, но одновременно с тем ярким художественным слогом предлагает оглянуться на сто лет назад, и оценить — заново, те самые эпохальные, тектонические события. Война, что ж ты подлая сделала…
Вступая в Первую мировую, Россия обрекает себя на долгий путь в никуда, в мир политических и экономических страстей, хаос и полный передел. Но во главе угла толстовских книг — человеческая натура, природа человеческого духа, который оказался задавлен тисками происходящего вокруг. Режиссер сериала Константин Худяков убежден: новая экранизация толстовского творения будет ярче и живописнее прежних постановок. Ибо снимается в напряженное время, время новых экономических, политических и нравственных потрясений, когда тема войны, гражданской войны, гражданской ответственности за мир без насилия обострено невероятно. Куда ярче и значительней, нежели это было во время второй экранизации книг Алексея Толстого — в конце сравнительно благополучных, сравнительно сытых, сравнительно бесконфликтных и беззаботных 70-х. Когда дети в школах о таких явлениях исторического плана как «первая мировая», «революция», «гражданская война» знали лишь по книжкам и кинофильмам. И никак не могли взять в толк, что такое нужно сотворить, чтоб «брат пошел на брата», к примеру.
Конная тяга и котелки, дамы и господа — в кадре и за кадром, ворохи соломы и обнаженная, начищенная булыжная мостовая, пузатые бочки и всегдашние дрова. Петербург во всем своем прошловековом великолепии давно радует глаз изысканного киномана. Это вам не бандитский Петербург 90-х с пустыми глазницами битых окон, пластиком дешевой мебели, глупой эклектикой в одежде и в транспортном потоке. И продюсерский ум, и тонкая зрительская натура буквально изголодались по изящному Петербургу, Петрограду прошлого, с его кудрявым завитком металлодекора, с первыми электрическими фонарями, с точеной ножкой изящной дамы или галантного кавалера. Тот же Витебский вокзал, некогда Царскосельский, он словно в вечность впал, самая убедительная натура прошлой жизни. Московский вокзал уже не тот, Финляндский — тем более, здесь если и снимать кино, то о 70-х годах прошлого века, джинсового, с дубленками и дипломатами из статного кожзама. Витебский вокзал — реликт, здесь время что называется застыло. Совсем недавно которую уже по счету постановку иного Толстого, Льва Николаевича, творил Карен Шахназаров, он взялся за «Анну Каренину». С Елизаветой Боярской в заглавной роли. Теперь творит Худяков, творит историю, переносящую нас в современность.
Случайный прохожий, он же пассажир пригородной электрички, либо же поезда дальнего следования уже и не удивлен, не гнет дугой от удивления бровку. Кино на Витебском — явление перманентного порядка. Историческое, костюмированное? Один вопрос: как попасть в кадр! Но этот вопрос висит в воздухе, не встречая ответа, пустая риторика, с кадрами — даже в плане массовки, здесь все в полном порядке. Штат укомплектован полностью. Что касается главных действующих лиц, с ними разобрались еще раньше, отыскали если и не лучших из лучших, то сильных, ярких, убедительных. Главные роли в сериале сыграют Юлия Снигирь (дилогия Федора Бондарчука «Обитаемый остров», голливудский блокбастер «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», «Доктор Тырса»), Павел Трубинер («Остров ненужных людей», «Любовь с оружием», «Жаркий лёд»), Анна Чиповская («Оттепель», «Всё началось в Харбине», «Sex, кофе, сигареты»), Леонид Бичевин («Куприн. Впотьмах», «Зона турбулентности», «Вербное воскресенье»). Также в проекте задействованы Андрей Мерзликин, Антон Шагин, Александр Яценко, Светлана Ходченкова, Александр Галибин и Евгений Стычкин.
«Наш фильм — это не сокращенное изложение известного произведения, это некое авторское прочтение, история по мотивам книги, — утверждает режиссер сериала Константин Худяков. — Текст Толстого – художественная литература, мощная вещь, которую на экране невозможно показать. Закадровый текст – это не кино, нужно искать какие-то эквиваленты — зобразительные, действенные. Поэтому Елена Райская, автор сценария фильма, и я провели адаптацию этой трилогии под кино. Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Мне кажется, оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, которые стоят перед героями этого романа — проблемы вечные…». И с постановщиком новой киноверсии толстовского романа «Хождение по мукам» не согласиться не возможно.
«Из ста запущенных в производство сериалов мы уделяем особое внимание картине «Хождение по мукам», – говорит Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер НТВ. — Герои романа абсолютно точно вписываются в концепцию нового НТВ, где в центре событий — обычный человек, который остро переживает несправедливость мира. Я уверен, актерский состав под руководством Константина Худякова блестяще воплотит большую литературу в телевизионный формат. Премьера многосерийного художественного фильма намечена на 2017 год: ровно сто лет назад в истории России произошёл переломный момент – революция и гражданская война, описанные в «Хождение по мукам».
Дмитрий МОСКОВСКИЙ