«План Б» для «Петроджаза»…
В этом году фестиваль «Петроджаз» качественно обогатился иностранными вливаниями. Творческими. Южное, яркое, балканское, болгарское даже, всякие латиноамериканские и северный, норвежский поток тут же. За экспорт блюза из Норвегии отвечала группа «План Б», которая – впервые в России, впервые на «Петроджазе», впервые… Перед тем, как вдарить «весь этот блюз» на главной сцене, варяги-блюзмены покорили петербургских журналистов. Соленым привкусом иронии, самоиронии и преданности выбранному жанру.
Они сходились, съезжались на встречу с прессой в джазово ориентированному ресторане «Порт-Артур» словно хитрый пазл. То ли боялись встречи с искушенной публикой, предельно ясно заточенной на разного рода концертные события Петербурга. То ли просто собирались с мыслишками, чтоб такое-разэдакое выдать пишущей, снимающей братии культурной столицы России. Оригинальное, яркое, броское, главное – запоминающееся. При этом насквозь блюзовые норвеги, как те педантичные немцы, вошли в кадр пресс-встречи ровно по сигналу на внутренних часах. Хотя джазменов и блюзменов упрекают в некоторой расточительности — временем и средствами, эмоциями и чувствами. Ничего подобного, почти все как на подбор – точны и своевременны, за редким исключением бас-гитариста, прибывшего прямо в день выступления на площади Островского. Как выяснилось, для хорошей, ладной пресс-встречи басы не нужны, нужна хорошая память, классный отжиг и простое человеческое, музыкантское, обаяние.
Кстати, с норвежским у нас на пресс-встрече было все в полном порядке. Сопровождающая норвежских блюзменов барышня — директор коллектива Кира Йенсен, откроем маленькую тайну — супруга руководителя коллектива «План Б», блестяще владеет языком наших скандинавских соседей по планете. И перед началом пресс-встречи поведала: не стоит стесняться ребят, говорить с ними можно обо всем! Нет табуированных тем, закрытых моментов, чего-то воспрещенного для вербального воспроизводства. Они хоть и бывалые музыканты, включая солистку, темпераментную блондинку Ребекку Элбот, но попсовой зажатостью и каким-то сценическими комплексами неполноценности не страдают. Мол, а этот вопрос мы оставим без внимания, следующий…
Кира убеждена, в чем прелесть не только и столько блюзменов из Норвегии, сколько вообще норвежцев – они не прячутся за завесой какой-то напускной робости, ибо им нечего стыдится, простые и открытые, доверчивые, улыбчивые — словно из Голливуда прибыли. Всегда рады прямому и конкретному вопросу, просто — хорошему, доброму общению. И у каждого свой путь в его величество блюз. Норвежский? Оригинальный. И поет «План Б» в основном на английском, какой же блюз – и не на языке большого оригинала этого не просто направления, но планеты музыкальной в целом. Забегая вперед, отметим, английский здесь очень даже основательно «прописался», особенно блюзовый, сильный, отчётливый, вальяжный, чувственный.
Итак, блюз в Норвегии — больше, чем блюз, это даже нечто вроде музыкальной религии — только без фанатизма, эзотерической истерии и прочих тривиальных атрибутов угодничества. Но и в масс-культ не сползли, остались эдакими — концертно-музыкальными «сектантами», в мире со своим «я», в ладу с внешним «мы» потребителей и слушателей хорошей, доброй, просто высококлассной музыки. Что касается блюза в Норвегии, то каких-либо противоречий меж этим чудным направлением в мировой музыкальной культуре и норвежским певческим укладом нет и быть не может. Так, руководитель коллектива «План Б» Стен Рогер Бернтшен считает, блюз — стоящий, знатный, добрый формат, способный грамотно — и без потерь, отразить твое внутренне ощущение времени, мира, себя в этом мире. И дело тут даже не в том, что блюз – космополитичный музыкальный язык, считываемый всеми и везде. Хотя этот нюанс также стоит учитывать при любом и каждом представлении, особенно, когда выступаешь вне стен родного клуба, города, страны. Нет, не это важно, важно, именно блюз, такой, классический что ли, способен придать четкую, ясную, порой экспансивную огранку твоим мыслям и чувствам.
А что касается этнической органики, за эту часть пресс-конференции «отвечала» солистка группы Ребекка Элбот. На встрече с петербургской прессой Ребекка буквально зажгла, исполнив нечто исконное, этническое, мощное и красивое. Вот, откуда «растут» все блюзовые яркие голосовые, вокальные «вкусные» сюжеты. Собственно, как и в некоторых отдельных российских рок-коллективах, где внедрённый солирующий «варяг» меняет своей вокальной органикой всю политику этой «партии», так и Ребекка — своим ярким, самозабвенным соло «подправила» творческое кредо группы. Хотя, особо менять ничего не пришлось, ибо перемены тут — явление перманентного порядка. В нынешнем своём виде «План Б» всего два года существует. И очень даже хорошо существует, выступает, поёт, мечтает, творит…
И о погоде, то бишь об отношении музыкантов к городу над вольной Невой. Как же обойтись да без оценки иностранцами столицы российского джаза. Ребята доложили, сразу восхитились увиденным, а тот факт, что прибыли в город, выросший из ничего на северных болотах, ощутили всеми фибрами своей трепетной души ещё в аэропорту. Тот пряно-пьянящий аромат свободы и радости, открытости и счастья, которым — уверены не только одна лишь Ребекка, пропитан, насыщен весь Петербург. И — да, хоть частенько «План Б» даёт жару в разных городах и весях Скандинавии, однако мощь и объем, фактура крупного – столичного, города их сразила наповал и поразила в самое сердце. Есть желание прибыть сюда на подольше, чтоб не разглядывать город над вольной Невой лишь на пути из гостиницы в клуб или на центральную сцену фестиваля «Петроджаз». Чтоб пройтись по Невскому, свернуть на Дворцовую и на тенистой Конюшенной постоять в тени. Былого и дум.
Финальный — сильный довольно-таки, аккорд пресс-общения с группой «План Б» выдал директор фестиваля «Петроджаз» Иннокентий Волкоморов, прибыв почти под занавес конференции. На публику пишущую посмотреть, ребят из Норвегии морально поддержать. Отчего Норвегией решили «разбавить» в этом году концертную программу, спросили прибывшего на пресс-праздник жизни Волкоморова. А тот и ответил: для пущего разнообразия! «…За 15 лет своей бурной концертной жизни мы сумели завоевать определённый статус и авторитет далеко за пределами Петербурга, да, России в целом. Теперь каждый год к нам приходит множество самых разных заявок из всевозможных стран мира. Мы и работаем над вящим творческим разноцветьем. Вот в этом году у нас четыре новичка: Аргентина, Республика Сербская, Болгария и Норвегия. Норвежских группа «План Б» — настоящее, хорошее, славное добавление в общую музыкальную палитру всего «Петроджаза». Было ли боязно зазывать новичков на наш фестиваль, которых толком у нас никто не знает? Нет, мы всегда были впереди, всегда были музыкальными просветителями и гуманистами. То есть — где, если не у нас?»…
Самое интересное, ребята из группы «План Б» будто почувствовали весь этот энерготок доверия и радушия устроителей фестиваля «Петроджаз», старались играть ответно в таком же — позитивном, энергетически заряжающем, ключе!
Дмитрий МОСКОВСКИЙ